Меню

Новости

События, о которых следует знать

1688
19.08.2022

Организация единого образовательного пространства в контексте общенациональных приоритетов и Стратегии развития образования Курской области до 2030 года

18 августа 2022 года с 13 до 15 часов в ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования» (1 этаж, актовый зал) состоялось расширенное заседание отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области (далее – отделение) «Организация единого образовательного пространства в контексте общенациональных приоритетов и Стратегии развития образования Курской области до 2030 года».

В работе мероприятия приняли участие члены отделения и руководители районных и городских методических объединений учителей русского языка и литературы Курской области.

Модераторами заседания выступили Зимнева Ольга Николаевна, канд. филолог. наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, координатор отделения, и Бабкина Марина Валентиновна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, член отделения.

55 словесников региона обсудили актуальные вопросы современного образования и обозначили стратегические векторы своей работы в наступающем 2022-2023 учебном году.

Программа заседания была насыщенной (Приложение 1).

Формат мероприятия предполагал рассмотрение теоретических вопросов и их последующее практическое обсуждение. Информативными были выступления координатора отделения О.Н.Зимневой о реализации проекта «Школа Минпросвещения России» и внедрении федеральной государственной информационной системы «Моя школа» и зав.кафедрой СГО КИРО М.В.Бабкиной о Стратегии развития образования Курской области.

В работе заседания приняли дистанционное участие Виноградова Елена Алексеевна, методист по русскому языку и литературе издательства "Русское слово" и Крюкова Галина Васильевна, ведущий методист отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций АО "Издательство «Просвещение».

На заседании обсуждался вопрос о реализации новых законодательных норм в части снижения документационной нагрузки на педагогических работников. Педагоги познакомились с содержанием Федерального Закона от 14.07. 2022 № 298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон об образовании в Российской Федерации», касающегося перечня документации, подготовка которой осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ, внесли предложения в региональный перечень документации.

Далее работа была организована по пяти направлениям:

  • Обновленный ФГОС ООО (кураторы Постричева И.Д., Симонова И.А.).

  • Реализация «Примерной программы воспитания» (кураторы Соболева М.А., Беленькова Е.В.).

  • Развитие функциональной грамотности (кураторы Лунина Л.В., Кузнецова Т.С.).

  • Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования (кураторы Нагорнова Н.И., Мелехова В.Ю.).

  • Особенности преподавания родного (русского) языка и родной (русской) литературы (кураторы Каськова И.А., Ефремова О.И.).

Каждое направление было представлено в кратком теоретическом освещении и последующей дискуссии на заданные темы, организованной в форме групповой работы. Живой интерес вызвали все рассматриваемые на заседании вопросы.

Большое внимание было уделено вопросам организационного, методического и содержательного планов в аспекте реализации обновленного ФГОС ООО в 2022-2023 учебном году. С теоретическим материалом об актуальных вопросах преподавания предметной области «Русский язык и литература» выступила канд. пед. наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО И.Д. Постричева. С нормативным и предметно-методическим обеспечением преподавания русского языка и литературы в 5 классе по обновленному ФГОС ООО присутствующих познакомила методист по русскому языку и литературе ООО «Русское слово – учебник» Е.А. Виноградова. В ходе групповой работы под руководством заместителя директора по УВР, учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58 им. М.В. Овсянникова» г.Курска И.А. Симоновой преподаватели определили роль и функции учителя XXI века в ходе реализации обновленного ФГОС ООО.

В связи с реализацией обновленного ФГОС ООО преподавателем кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, канд. пед. наук И.А. Каськовой было обращено особое внимание на специфику преподавания родного (русского) языка и родной (русской) литературы.

В результате конструктивного диалога участники мероприятия приняли резолюцию (Приложение 2). Все выступающие получили благодарности ОГБУ ДПО КИРО. Материалы заседания прилагаются.

https://cloud.mail.ru/public/an21/PpgDARMe8 - материалы заседания

https://cloud.mail.ru/public/99SK/te714Wuhs - фотоматериалы заседания

 

Приложение 1

ПРОГРАММА

расширенного заседания отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области

 

«ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В

КОНТЕКСТЕ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРИОРИТЕТОВ И СТРАТЕГИИ

РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2030 ГОДА»

Дата и время проведения

 

18 августа 2022 г.

13.00 – 15.00

Место проведения/форма проведения/ цифровая платформа 

ОГБУ ДПО КИРО, актовый зал

 

Участники

 

Члены отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области, руководители муниципальных методических объединений учителей русского языка и литературы

Модераторы

 

Бабкина Марина Валентиновна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области

Зимнева Ольга Николаевна, канд. филолог. наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, координатор отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

Темы для обсуждения

Спикеры

О реализации проекта «Школа Минпросвещения России» и внедрении федеральной государственной информационной системы «Моя школа»

Зимнева Ольга Николаевна, канд. филолог. наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, координатор отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области

О Стратегии развития образования Курской области

Бабкина Марина Валентиновна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области

ФГОС ООО: актуальные вопросы преподавания предметной области «Русский язык и литература»

Постричева Ирина Дмитриевна, канд. пед. наук, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО

Нормативное и предметно-методическое обеспечение преподавания русского языка и литературы в 5

классе по обновленным ФГОС ООО

Виноградова Елена Алексеевна, методист по русскому языку и литературе издательства "Русское слово"

 

Реализация «Примерной программы воспитания» на уроках предметных областей «Русский язык и литература», «Родной язык и родная литература» и во внеурочной деятельности

Соболева Марина Александровна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МОУ «Лицей № 5» г. Железногорска Курской области, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области

Развитие функциональной грамотности как средство решения жизненных задач в различных сферах

Лунина Любовь Владимировна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №59 имени ветерана Великой Отечественной войны дважды Героя Советского Союза подполковника Григория Михайловича Мыльникова» г. Курска, председатель отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области

Всё начинается с читательской грамотности: зона ответственности предметника

Крюкова Галина Васильевна, ведущий методист отдела методической поддержки педагогов и образовательных организаций АО "Издательство «Просвещение»

Использование результатов оценочных процедур для повышения качества образования

Нагорнова Наталья Ивановна,  учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №7 им. А.С. Пушкина» г. Курска, заместитель председателя региональной предметной комиссии по русскому языку при проведении ГИА по образовательным программам СОО

О проведении итогового сочинения в 2022-2023 учебном году

Бабкина Марина Валентиновна, канд. пед. наук, заведующий кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной (русской) литературы

Каськова Ирина Александровна, канд. пед. наук, преподаватель кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО

ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК

Обновленный ФГОС ООО: роль и функции учителя XXI века

Симонова Ирина Александровна, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №58 им. М.В. Овсянникова» г.Курска

Решение задач воспитания обучающихся средствами учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Родной язык», «Родная литература»

Беленькова Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области

Использование электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности школьников

Кузнецова Татьяна Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Косиновская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области, заместитель председателя отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области, руководитель методического объединения учителей русского языка и литературы Курского района Курской области

Эффективные практики подготовки обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку и литературе

Мелехова Виктория Юрьевна, канд. пед. наук, заместитель директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №32 им. прп. Серафима Саровского» г. Курска, председатель региональной предметной комиссии по русскому языку при проведении ГИА по образовательным программам ООО, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области

Потенциал уроков родного (русского) языка и родной (русской) литературы в реализации целей формирования причастности обучающихся к свершениям и традициям своего народа

Ефремова Ольга Ивановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Полевской лицей» Курского района Курской области, член отделения учителей и преподавателей русского языка и литературы УМО в системе общего образования Курской области

Подведение итогов работы заседания

 

 

Приложение 2

РЕЗОЛЮЦИЯ

  1. Реализовывать учебную и воспитательную работу в ОО с учетом обновленных ФГОС и Стратегии развития образования Курской области до 2030 г..

  2. Средствами преподаваемых предметов формировать метапредметные компетенции, функциональную грамотность.

  3. Использовать материалы, предоставленные в проекте «Школа Минпросвещения России», и ресурсы федеральной государственной информационной системы «Моя школа» в практической деятельности.

  4. Выбирать наиболее оптимальные технологии обучения, обеспечивающие достижение актуальных результатов образования, и «разумно» применять в процессе преподавания русского языка и литературы дистанционные образовательные технологии и электронные средства обучения.

  5. Использовать потенциал уроков русского языка и литературы в целях реализации Примерной программы воспитания и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.

  6. Использовать на уроках русского языка, литературы, родного языка, родной литературы материалы краеведческой направленности для решения следующих задач:

- повышение интереса к изучаемому предмету;

- усвоение духовно-нравственных ценностей своего народа;

- воспитание любви к родной земле, её людям, культурным традициям и др.

  1. Для реализации воспитательного потенциала уроков русского языка и литературы, родных русского языка и литературы использовать следующее:

- историко-культурные материалы, относящиеся к месту проживания обучающихся;

- игровые методы (викторины, квесты, турниры и т.д.);

- уроки вне стен школы, в окружающем социуме;

- материалы проектной и  исследовательской деятельности и др.

  1. Реализовывать задачи воспитания в рамках модулей «Школьный урок» и «Курсы внеурочной деятельности», способствуя

- повышению мотивации  к самообразованию и самоопределению,

- социализации, поиску своего места в мире,

- пониманию важности и ценности образования.

  1. Проецировать цели предметной подготовки на современные требования к образовательным результатам.

  2. Использовать задания из электронного банка в образовательном процессе для формирования и оценивания функциональной грамотности.

  3. Создавать в процессе обучения условия, позволяющие обучающемуся осознать личностный смысл и ценность овладения определенным учебным материалом.

  4. Использовать на уроках и во внеурочной деятельности задания, способствующие формированию функциональной грамотности обучающихся средствами определенной предметной области.

  5. Создавать средствами конкретной предметной области условия для активного включения обучающихся в процесс познания через взаимодействие с окружающим миром и другими субъектами образовательной практики, обеспечивая тем самым возможность понять и освоить область применения предметного знания в ситуациях реальной действительности.

  6. С целью повышения качества образования активно использовать

  • результаты оценочных процедур,
  • эффективные современные педагогические технологии, способствующие результативной подготовке к ГИА по русскому языку и литературе;
  • ресурсы сайтов школ для информирования родителей по вопросам повышения качества образования.
  1. Использовать в работе учителя русского языка и литературы рекомендованные пособия и интернет-ресурсы.

  2. Реализовывать культурологический, концептный и аксиологический подходы при выборе содержания, видов и форм обучения родным русскому языку и литературе, при организации деятельности учащихся, активно включая их в культурно-языковое поле русского народа.

  3. Систематически повышать квалификацию в области этнопедагогической и лингвокультурологической компетентности учителям и преподавателям.

  4. Обобщить, систематизировать и внедрить наиболее эффективные практики преподавания учебных предметов «Родной русский язык» и «Родная русская литература».

  5. Разработать оптимальные виды и формы текущего контроля, промежуточной, итоговой оценки образовательных достижений учащихся по учебным предметам предметной области «Родной язык и родная литература».