Меню
800
07.06.2023

Краеведческие чтения как форма транслирования педагогами области успешных практик гражданско-патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся

5 июня 2023 года кафедрой социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО КИРО во исполнение Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года (постановление Администрации Курской области от 10.11.2022 № 1284-па), регионального плана основных мероприятий, реализуемого в рамках Года педагога и наставника в 2023 году на территории Курской области (распоряжение губернатора Курской области от 11 января 2023 года № 3-pr), проведён региональный вебинар «Краеведческие чтения как форма транслирования педагогами области успешных практик гражданско-патриотического, духовно-нравственного и эстетического воспитания обучающихся» (далее – Вебинар).

Мероприятие направлено на выявление активных и творческих педагогов, успешно решающих в рамках урочной и внеурочной деятельности задачи формирования у обучающихся интереса к изучению истории и культуры родного  края, исторической памяти, национального самосознания,  развития исследовательских и творческих способностей, совершенствования форм и методов краеведческой работы в образовательных организациях.

Модератор и один из спикеров Вебинара Каськова Ирина Александровна, старший преподаватель кафедры СГО, кандидат педагогических наук, обратила внимание присутствовавших на механизмы реализации областного проекта «Я – курянин» Стратегии развития образования в Курской области на период до 2030 года, Концепции духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодёжи в Курской области, на значимость разноплановой краеведческой работы в образовательных организациях. Были подведены итоги участия обучающихся и педагогических работников Курской области в областных краеведческих чтениях (далее – Чтения).  В ходе анализа содержания, жанрового своеобразия, методической ценности, практической значимости работ участников Чтений даны рекомендации по подготовке, оформлению представляемых на Чтениях материалов.

Участниками отборочного этапа являлись 12 обучающихся (школьники, студенты СПО) и 17 педагогических работников Курской области (учителя, педагоги-библиотекари, социальные педагоги, преподаватели СПО, педагоги-логопеды ДОУ), которые предоставили на Чтения 26 работ разных жанров  (проекты, исследования, статьи, сценарные планы уроков, разработки внеклассных занятий, мероприятий) по 6 тематическим направлениям Чтений. К работам участники Чтений прилагали аудио- и видеофайлы, презентации, разнообразный иллюстративный материал.

Финалистами стали  15 участников: 7 обучающихся и 8 педагогов. Финалисты Чтений (приказ Министерства образования и науки Курской области от 05.06.2023 г. № 1-1017 «О подведении итогов областных краеведческих чтений обучающихся и педагогических работников образовательных организаций Курской области») согласно тематическим направлениям Чтений  в форме онлайн-презентации познакомили присутствовавших с основными положениями своих работ.

В соответствии с первым тематическим направлением «Роль краеведческого компонента при изучении родного русского языка и родной русской литературы в сохранении ценностей и культурного наследия народа: к Международному десятилетию языков коренных народов (2022–2032 гг.)» финалистами представлены исследовательская работа об интересном, удивительно разностороннем человеке, талантливом земляке Михаиле Валентиновиче Кривиче, для которого ограниченные возможности здоровья не стали препятствием  для сочинения песен, стихов, игры на гитаре и гармошке (Сидоров Артём, Ковалева Г.И.); внеклассное занятие, в ходе которого проводилось исследование понятия «родное» в лирических произведениях уроженца Поныровского района поэта В.Н. Конорева (Спицына А.Н.); урок родного русского языка по  тематической группе слов, обозначающей особенности городов России, в т.ч. родного города – Курска (Барзыкина Т.А.); проект по топонимике курского края – о происхождении, лингвистических  особенностях, упоминаниях  в литературе  географических названий Курской области (Долженкова Карина, Самофалова Е.В.).

В рамках направления «Отражение событий крупнейшего танкового сражения Второй мировой войны в районе станции Прохоровка в произведениях курских авторов: к 80-летию разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 г.)» продемонстрированы анализ проблемы сохранения памяти при осмыслении содержания рассказа Е.И. Носова «Шопен, соната номер два» в ходе заседания книжного клуба «Парнас» (Бобринева О.Н.); исследование произведений курских авторов Петра Михина, Вадима Шеховцова, Николая Коняева о разгроме врага под Курском  (Минаков Константин, Муха Е.В. и Козлова Е.Н.), урок развития речи в 9 классе по подготовке к сочинению-рассуждению в форме путешествия на поезде «Победа», в ходе которого обучающиеся на основе текстов о Курской битве заполняли карту (Самофалова Е.В.).

В соответствии с  тематическим направлением «Тема детства в творчестве курских поэтов и писателей: к Десятилетию детства в Российской Федерации (2018–2027 гг.)» участники выполняли работы по творчеству А.П. Гайдара, основанные на знании сюжетов, образов и осмыслении нравственных уроков его книг (Харина М.И. и Харин Павел).

В рамках направления «Куряне, внесшие значительный вклад в развитие отечественной и мировой науки, прославившие свою малую Родину, – юбиляры в 2023 году: к Десятилетию науки и технологий (2022–2031гг.)» представлены статьи об изобретениях и открытиях учёных: наследии гениального инженера-конструктора  Владимира Шухова (Ромашова М.В.) и легендарного советского авиаконструктора, создателя   самолёта «МиГ» Михаила Гуревича (Степаненко Виктория, Ромашова М.В.), проект – создание экспозиции и журнала  патриотической направленности «Гордость соловьиного края» – для ознакомления детей дошкольного возраста с выдающимися земляками г. Курска и их достижениями (Шапошникова О.А. и Сотникова Ю.А.) и проект в форме разработанного экскурсионного маршрута «НаучТур» по местам деятельности известных учёных, родившихся или трудившихся в городе Курске (Самодурова Евгения, Рядовая А.М.).

Работы финалистов Чтений будут опубликованы в электронном сборнике областных краеведческих чтений (вкладка «Я курянин»).

Участниками мероприятия стали 14 финалистов Чтений, 75 подключившихся к Вебинару обучающихся и педагогических работников Курской области.

Ссылка для скачивания презентаций https://yadi.sk/d/l7TY6ES-5InlRw