Меню

В преддверии Дня учителя хотелось бы вспомнить о ветеранах педагогического труда. О тех учителях, которые многие годы трудились, отдавая все силы, любовь и мудрость будущим поколениям Курской земли

В преддверии Дня учителя хотелось бы вспомнить о ветеранах педагогического труда. О тех учителях, которые многие годы трудились, отдавая все силы, любовь и мудрость будущим поколениям Курской земли.

ЧАПЛЫГИНА РАИСА ВАСИЛЬЕВНА – учитель начальных классов МКОУ «Фатежская средняя общеобразовательная школа №2» Курской области, Заслуженный учитель РФ, учитель высшей квалификационной категории, победитель конкурса «Лучшие учителя России» и обладатель гранта приоритетного национального проекта «Образование», победитель областного конкурса «Учитель года – 96», стаж педагогической работы – 50 лет.

Награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения», медалью «Ветеран труда», почетной грамотой Курской областной Думы, комитета образования Курской области и множеством грамот отраслевого направления регионального и муниципального значения.

Музей развития образования в Курской области ОГБУ ДПО КИРО публикует интервью с Заслуженным учителем РФ Чаплыгиной Раисой Васильевной.

Музей: Когда и как Вы осознали, что хотите связать свою жизнь с профессией  учитель? Что побудило к этому?

Раиса Васильевна: По большому счету я больше ничего не умею делать, кроме как учить и воспитывать, поэтому и стала учителем. А если серьезно, то «настоящий учитель –  это тот, кто может делать свое дело, не роняя собственное достоинство и достоинство учеников, не ущемляя их права и интересы». Не знаю, кому принадлежат эти слова, но всецело разделяла их и руководствовалась ими на протяжении всего своего трудового пути. Учителем надо родиться и только после этого им стать. В моем случае так и было. Образец мамы, она учитель начальных классов. В детстве – игра в школу, в школе – отрядный вожатый и поступление  после 8 класса в Курское педагогическое училище,  на школьное отделение.

Музей: Какое учебное заведение окончили, прежде чем приступить к трудовой деятельности? О чем мечтали в студенческие годы?

Раиса Васильевна: В 1969 г окончила Курское педагогическое училище, школьное отделение. В 1976 г Курский государственный педагогический институт, факультет русского языка и литературы. Годы учебы были яркими, интересными, насыщенными. Здесь приобретен первый опыт комсомольской и профсоюзной работы, общественной деятельности,  коммуникации, что в значительной мере помогло в профессиональном становлении. Была молодость, мечта  работать в большом коллективе  крупной школы, но осуществиться этому,  было не суждено. По распределению попала работать в отдаленную сельскую малокомплектную школу, где было 2 учителя и 23 ученика.

Музей: Помните ли Вы свой первый урок? Какие чувства Вы тогда испытали?

Раиса Васильевна: Прекрасно помню свой первый самостоятельный урок. Он существенно отличался от уроков практикантки, где был учитель, за которого можно было «спрятаться», спросить непонятное, уточнить цели и задачи, скорректировать содержание, определить формы и методы работы, а здесь один на один... Это был урок чтения в 3 классе. Дети сидели завороженные, а я, полна страха и ужаса, говорила, всё, что знала на тот период о советской родине, о партии, о Ленине, о счастливом детстве. Я так хотела их впечатлить, им запомниться, понравиться и только спустя некоторое время  поняла, что делала все не то и далеко не так.

Музей: Наверное, за много лет работы у Вас накопилось много интересных историй из школьной жизни. Можете поделиться одной из них?

Раиса Васильевна: За большой период работы было много интересных и курьезных историй. Как правило, запоминаются ученики либо с очень хорошей, либо с плохой успеваемостью и поведением, но это ещё ни о чем не говорит. Жизнь расставляет все по своим местам. Плохо успевающий ученик – это ещё не значит – плохой человек. Став взрослыми, эти дети, как правило, более внимательные, отзывчивые, благодарные, трудолюбивые и милосердные, чем некоторые зазнайки-отличники. Был у меня ученик некто А., очень слабый, натянуть тройку к концу четверти ну никак не получается. Говорю ему: «Закончили изучать «Сказку о рыбаке и рыбке», что ты можешь сказать о жизни старухи?» Ответ: «А на что она мне нужна, что я буду в чужую жизнь вмешиваться!» Я не знаю, чем он руководствовался, когда так говорил, всем было смешно. Он с большим трудом окончил школу, был призван в армию, служил в Афганистане, был ранен, за боевые заслуги награжден, вернулся, создал семью, стал хорошим семьянином, работает механизатором.

Музей: Вы начинали свою педагогическую деятельность в конце 60-х гг. Насколько изменилась работа учителя сегодня? Отличается ли современноепоколение детей от поколений прошлых лет?

Раиса Васильевна: За время моей работы было много всяких новшеств и реформ. Я не помню таких периодов, чтобы было работать легко и просто, да и слово  «труд», по всей вероятности, от слова «трудно». Во все времена были свои трудности. Разве можно считать работу учителя легкой, когда к уроку надо было все приготовить своими руками, сходить с лекцией на ферму или предприятие, попутно подготовить с детьми концерт, поучаствовать в художественной самодеятельности, в комсомольском собрании и т.д. Ведь ты живешь в социуме! Да и школьная жизнь организована согласно плану. Советский учитель 60-80- х годов – это воспитатель, агитатор, пропагандист. Вот и делай вывод: легко? Дети остаются детьми во все времена, жизнь в обществе оставляет свой отпечаток. Потеря детских организаций сыграла отрицательную роль, нет дворовых спортивных команд, книга перестала быть лучшим другом, уважение к старшим оставляет желать лучшего, современный учитель не пользуется авторитетом в обществе, он сегодня занимается чем угодно, только не прямыми обязанностями, «отчетность » увеличилась в разы.

Музей: Какой совет Вы могли бы дать молодым учителям, которые только начинают свой профессиональный путь? В чем состоит секрет педагогического успеха?

Раиса Васильевна: Дорогие юные коллеги, не ищите легких путей, смело идите к детям, открывайте им новые тайны, любите их такими, какие  они есть, не ущемляйте их права и интересы и успех придет. Никакая, даже самая  передовая, техника не заменит живого общения учителя и ученика.

Музей: Что бы Вы пожелали коллегам в их профессиональный праздник?

Раиса Васильевна: Дорогие друзья! Сердечно поздравляю с профессиональным праздником, Днем учителя! Желаю всем педагогам крепкого здоровья. Не теряйте оптимизма, трудолюбия и веры себя. Пусть ваш труд ценится государством, руководством образовательных учреждений, родительской общественностью и, конечно, вашими учениками. Пусть зарплата воплотит ваши мечты. Желаю дальнейшего процветания и благополучия каждому из вас, мои дорогие коллеги, пусть удача всегда сопутствует вам, пусть в семье царит гармония, а здоровье становится только крепче.

С глубоким уважением и признательностью Раиса Васильевна Чаплыгина 29.09.2021 г.

Каждый год 1 октября – в день добра и уважения, бывшие ученики Раисы Васильевны приходят проведать свою учительницу и поздравить ее с наступающим днем учителя.

 

Книги и периодика

Практическая математика. Г. Симмондс. Перевод с английского А.М. Лопшица, под редакцией инженера В.В. Добровольского. Научно-технической секцией Государственного Учёного Совета рекомендовано в качестве пособия при преподавании в индустриально-технических школах.

 

Сборник задач по физике для средней школы. Г.И. Фалеев, А.В. Перышкин. Москва, 1934 г.

 

География Курской области. Н. Галицкая, В. Галицкий, П. Кочергин. Воронеж, 1970 г.

 

М. Тулий Цицерон. Речи против Катилины. Иллюстрированное собрание греческих и римских классиков с объяснительными примечаниями. Под редакцией Льва Георгиевского и Сергея Манштейна. С.-Петербург, типография М. Волковича. 1914 г.

 

Сельский учитель. Из опыта учителей-орденоносцев Курской области. Сборник статей. Курское областное издательство, 1940 г.

 

История дошкольного воспитания в Курской области 1917 – 1967 год. На правах рукописи. Составлено в 1967 году.

 

Задания для учащихся заочной средней школы. Математика. VI класс. УЧПЕДИЗД, 1946 г.

 

О земле. Книгоиздательство «Народная воля», С.-Петербург, 1906 г.

 

Цыганы. Поэма А.С. Пушкина. Иллюстрированная Пушкинская бублиотека, издание Ф. Павленкова. С.-Петербург, типография М. Меркушева, 1909 г.

 

Закладка для книги. Предположительно 50-е гг. XX в.

 

Журнал «Мурзилка». №5. 1982 г.

 

Журнал «Юный натуралист». №4. 1985 г.

 

Журнал «Колобок». №12. 1988 г.

Документы

Зачётная книжка. Курский Государственный педагогический институт. 1936 г. Книжка Спеваковой Анастасии Ивановны 1905 г.р. – учительницы Чаплинской школы Курчатовского района.

 

Трудовая книжка Спеваковой Анастасии Ивановны 1905 г.р., учительница Чаплинской школы Курчатовского района.

 

Студенческий билет. Московского ордена Ленина Государственного университета имени М.В. Ломоносова, филологический факультет Дорошева Петра Константиновича – краеведа из Касторенского Курской области.

 

Устав Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи. Принят XIV съездом ВЛКСМ, 1983 г.

 

Комсомольский билет. 1957 г. Чайковской Нины Леонидовны 05.1942 г.р.

 

Мандат делегата съезда учителей Курской области от Иванинского района, Горюшкиной Валентины Ильиничны, Заслуженного учителя школы РСФСР. Преподавала в селе Макаровке Иванинского (ныне Курчатовского) района Курской области.

 

Биографическая брошюра о заслуженном учителе РСФСР Горюшкиной Валентине Ильиничне. Автор – Шурупова Муза Николаевна. 1960 г.

 

Программы для неграмотных. Русский язык, арифметика. Управление по образованию взрослых НКП РСФСР. 1936 г.

 

Письмо Народного Комиссара Просвещения РСФСР А.С. Бубнова учительнице Курской начальной школы №14 г. Курска Леоновой Агнии Павловне о награждении за победу в социалистическом соревновании учителей за лучшую постановку преподавания русского языка.

 

Приказ по Курскому областному отделу народного образования от 10 ноября 1982 г. «О создании музея по народному образованию»

 

Учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы – Письмо. Авторы: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, А.Ф. Шанько. Москва «Просвещение», 1986 г.

 

Пропись ученика 1 класса «Б» средней школы №49 Сапожкова Андрея. 1986 г.

 

Прописи для учащихся 3-го класса начальной школы. А.И. Воскресенская и Н.И. Ткаченко. 1960 г.

 

Дневник школьный ученицы 6 «Б» класса Пашковой Вари 1963-1964 учебный год.

 

Дневник звена №9 юных опытников-растениеводов учащихся Полевской средней школы Курского района Курской области. 1983 г.

 

Свидетельство Фурсова Григория Акимовича об окончании курса учения в Казачье-Локнянской второкласной учительской школе Суджанского уезда Курской губернии. 29 мая 1908 г. (копия)

 

Почётная грамота в ознаменование 5-й годовщины со дня освобождения Курской области от немецких захватчиков. Награждён Преображенский Пётр Владимирович за самоотверженный труд по восстановлению хозяйства. 2 сентября 1948 г.

 

Поощрительная грамота жюри Центральных «Педагогических чтений». Награждена Кононова Эмма Георгиевна. 1963 г.

 

Похвальная грамота ученика 5 «А» класса Лукьяновской неполной средней школы с. Лукьяновка Старооскольского района Курской области Дорошева Петра за отличные успехи и примерное поведение.

 

Грамота Всероссийского общества охраны природы. Награждена Кононова Эмма Георгиевна в день международного женского праздника 8-е марта за активную работу по охране природы.

 

Аттестат Р.С.Ф.С.Р. Народный Комиссариат Просвещения. Выдан Алюшиной Александре Михайловне 1922 г.р. в том, что она обучалась в Крупецкой средней школе с. Крупец Крупецкого р-на Курской области. 18 июня 1940 г.

 

Почётная грамота Курского горкома КПСС, исполкома городского Совета народных депутатов и горкома ВЛКСМ. Награждён коллектив Курского института усовершенствования учителей за успехи в работе по повышению профессиональной квалификации учительских кадров г. Курска и в связи с 50-летием со дня основания. 2 октября 1984 г.

 

Диплом. Награждён коллектив Курского областного института усовершенствования учителей переходящим Красным знаменем Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений.

Вещественные памятники

Страница в разработке...

Фотографии

foto1

Фотография (копия). Мартин Матвеевич Хостник – учитель немецкого и французского языков Рыльской гимназии. Конец XIX в. 

foto2

Фотография (копия). Вячеслав Александрович Ковалевский – уроженец г. Рыльска Курской губернии. Окончил Московскую гимназию. Советский писатель и поэт. Предположительно 1911 г.

Фотография (копия). Пётр Иосифович Голиков – учитель церковно-приходской школы Льговского уезда с 1900 по 1905 г. (отец А. Гайдара) 

Фотография. Народные учителя, подвергнувшиеся общей мобилизации. 15 августа 1914 г.

Фотография (копия). Курская делегация на Всероссийском съезде общества «Долой неграмотность», 1926 г. 

Фотография (копия). Курская делегация I областного съезда работников просвещения, 1927 г. 

Фотография (копия). Преподаватели Курской опытно-показательной школы 9-тилетки с педагогическим уклоном, 1929 г. 

Фотография (копия). Кореневская районная учительская конференция, 1934 г.

Фотография (копия). Комсомольцы на уроке русского языка в школе-ликбезе, с. Защитное Щигровского района, 1936 г.

Фотография. Железнодорожный детский сад №2 г. Курска, 1936 г.

Фотография. Первый слёт учителей Дмитриевского района, 1939 г. 

Фотография. Областное совещание дошкольных работников, 1940 г.

Фотография (копия). Детский сад с. Крупец Дмитриевского района, 50-е гг.

Фотография (копия). Работники дошкольного образования: воспитатели детских садов, методист областного отдела народного образования по дошкольному воспитанию (первый ряд третья слева), Т.М. Лозгунов – опытнейший музыкальный мастер ряда дошкольных учреждений г. Курска (первый ряд, второй справа), 1940 г.

Фотография (копия). Быт в детском саду. Предположительно 40-е – 50-е гг. 

Фотография. Делегация областного отдела народного образования в детском доме в деревне Шуклинке. Заведующий облОНО Ф.С. Максименко, 1945 г. 

Фотография (копия). Группа курских учителей-интернационалистов на первой конференции школ Советского Союза, Болгарии и Румынии, 1946 г.

Фотография (копия). Занятие в детском саду, 70-е гг.

Фотография (копия). Занятие в детском саду, 70-е гг. 

Фотография. Отличники 3-го класса Щигровской неполной средней школы №2, 1938 г.

Фотография. Пальцевская неполная средняя школа, 5-й выпуск, 1938 г.

Фотография. Совещание учителей, Верхний Любаж, 22.08.1961 г. 

Фотография. С. Чапли Курчатовского района. 5 класс, 1946 г.

Фотография. Конкурс «Учитель года», 1992 г.