2950
20.11.2020

Литература

pdf МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ "МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ЛИТЕРАТУРНОЙ ОДАРЁННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ" (844 KB)

 

Лучшие педагогические практики


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

«Создание информационного банка “Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы”»

1. Агеева Светлана Анатольевна

2. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» г.Курска

3. 21 год

4. Высшая квалификационная категория

5. Адрес личного сайта: www.svetaageeva.ru

6. Педагогическое кредо: «Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества». Теодор Рузвельт

7. Русский язык

8. Уровень образования: старшая ступень (10-11 кл.);

9. Название педагогической практики: кейс-технология

10. Содержательные компоненты практики (методики):

Цели: саморазвитие и самосовершенствование обучающихся, развитие познавательной и коммуникативной компетенций школьников, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

Задачи: научиться конкретизировать, обобщать и систематизировать теоретический материал, проходить необходимое количество тренингов, обучающиеся методом диагностики, сравнения учатся оценивать свои возможности и определять свой образовательный путь.

Планируемые результаты: успешная сдача ЕГЭ (все выпускники 11А класса МБОУ «СОШ №45» сдали ЕГЭ по русскому языку в 2016 г. (средний балл -83; 3 обучающихся – 96 б., 2 – 93 б, 2 – 91 б.).

11. Сведения о внедрении и тиражировании практики: выступление с материалами из опыта работы на КПК по программе «Методика подготовки учащихся к ГИА» для учителей русского языка и литературы г.Курска и Курской области «Кейс-технология как одна из ведущих технологий, используемых на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ», ОГБОУ ДПО КИРО, 2016 г.

12. Наличие информации об опыте реализации практики в открытом доступе: презентация «Кейс-технология как одна из ведущих технологий, используемых на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ» на сайте www.svetaageeva.ru, в печатном виде: «Агеева С.А. Готовимся к ЕГЭ по русскому языку: электронное учебное пособие для подготовки учащихся 11 классов к ЕГЭ», электронное издание на 1 CD – КИНПО (ПК И ПП) СОО, номер государственной регистрации обязательного экземпляра электронного издания – 0321302492; сборник «Кейс-технология как одна из ведущих технологий, используемых на уроках русского языка при подготовке обучающихся к ЕГЭ» (из опыта работы Агеевой С.А.), 2012 г., КИНПО (ПК И ПП) СОО

13. Содержание предоставляемых материалов:

1. Презентация «Кейс-технология как одна из ведущих технологий, используемых на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ»;

2. Статья из сборника «Кейс-технология как одна из ведущих технологий, используемых на уроках русского языка при подготовке к ЕГЭ»;

3. Диагностическая работа для обучающихся 10-11 классов.

Материалы из опыта работы


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

«Создание информационного банка «Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы»

1. Жукова Раиса Михайловна

2. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением иностранных языков №4» г.Курчатова

3. Стаж педагогической деятельности - 33 года.

4. Высшая квалификационная категория, Почётный работник общего образования Российской Федерации

5. Адрес личного сайта / блога / страницы в интернете – не имею.

6. Педагогическое кредо:

Мастерство учителя - это жизнь в профессии; создание своего познавательного пространства и вовлечение в него ребёнка; насколько это пространство живое, движущееся, насыщенное, настолько интересным и творческим будет общение учителя с учеником. Непременно из «материнского» поля вырастут новые поля, наполненные своим культурным содержанием.

7. Предмет - русский язык, литература.

8. Уровень образования (средняя ступень (5-9 кл.).

9. Название педагогической практики: «Практика творческого прочтения художественного произведения».

10. Содержательные компоненты практики:

Система уроков по творчеству А.П. Платонова в 5 классе (УМК

Г.С. Меркина Литература. 5 класс. Часть II – М.: Русское слово, 2013)

Урок усвоения новых знаний «В прекрасном и яростном мире»: мир детства в творчестве А.П. Платонова (рассказ «Никита»)».

Урок систематизации и обобщения знаний и умений «Рождение сказки (жанровые особенности рассказа А. Платонова «Никита»)».

Урок усвоения новых знаний «… что самое главное бывает» (рассказ

А.П. Платонова «Цветок на земле»)».

Внеурочная деятельность по литературе в 5 классе: Рабочая программа кружка «Художественное слово».

Творческий практикум по литературе в 7 классе «Интерпретация анимационного фильма Ю.Б. Норштейна «Ёжик в тумане».

Цели:

- вовлечение обучающихся в творческое прочтение художественного произведения;

- формирование исследовательской культуры;

- развитие навыков и способностей критического и ассоциативного мышления, монологической и диалогической речи; индивидуальной и групповой работы.

- формирование ценностных нравственных ориентиров.

Задачи:

- формировать умение наблюдать и анализировать структурные и содержательные элементы произведения;

- развивать умение выявлять сходные мотивы, ассоциативные связи;

- развивать умение работать в режиме диалога и полилога: высказывать собственные предположения и адекватно воспринимать точку зрения других;

Планируемые результаты:

Предметные:

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;

- понимание авторской позиции и выражение своего отношения к ней;

- понимание ключевых проблем произведения русской литературы XX века;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них непреходящих ценностей и современного их звучания;

- умение анализировать литературное произведение;

- создание устных монологических высказываний, письменных творческих работ.

Метапредметные:

- целеполагание ипланирование своей деятельности;

- умение понимать проблему, связывать явления искусства с важными историческими событиями;

- умение составлять рассказ по видеоряду (презентации);

- умение находить информацию, анализировать, использовать ее в самостоятельной деятельности;

- умение строить речевые высказывания;

- умение формулировать выводы из проделанной работы;

- умение оценивать свою деятельность.

Личностные:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;

- воспитание чувства любви к Отечеству;

- использование ранее прочитанных произведений для построения суждений о творчестве писателя.

- использование различных источников информации: словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов - для решения познавательных и коммуникативных задач.

11. Сведения о внедрении и тиражировании практики:

Урок по теме «Интерпретация анимационного фильма Ю.Б. Норштейна «Ёжик в тумане»

· Открытый урок на муниципальном уровне.

· Участие в муниципальном конкурсе «Моя методическая коллекция».

· Мастер-класс на презентации педагогических идей «В мастерской учителя литературы (эффективные практики развития интеллектуальных т творческих способностей обучающихся) для сопровождающих участников Всероссийской олимпиады по литературе»

· Выступление в рамках дискуссионной площадки «Механизмы реализации Концепции преподавания русского языка и литературы» ОГБУ ДПО КИРО.

12. Наличие информации об опыте реализации практики в открытом доступе (есть: Методическое пособие «Применение проектной технологии при изучении русского языка и литературы» (из опыта работы). – Курск, ООО «Учитель», 2008г.).

13. Содержание предоставляемых материалов:

1. Технологическая карта урока «В прекрасном и яростном мире»: мир детства в творчестве А.П. Платонова (рассказ «Никита»)» (с презентацией).

2. Технологическая карта урока «Рождение сказки (жанровые особенности рассказа А. Платонова «Никита»)» (с приложениями и презентацией).

3. Технологическая карта «… что самое главное бывает» (рассказ

А.П. Платонова «Цветок на земле»)» (с презентацией).

4. Рабочая программа кружка «Художественное слово» (5 класс).

5. Разработка урока «Интерпретация анимационного фильма

Ю.Б. Норштейна «Ёжик в тумане» (с презентацией и методическим комментарием).

Материалы из опыта работы


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

«Создание информационного банка “Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы”»

1. Князева Оксана Григорьевна

2. Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ с УИОП №7 имени А. С. Пушкина

3. Общий стаж педагогической деятельности -20 лет

4. Высшая квалификационная категория , кандидат филологических наук

5. Адрес личного сайта http://russkiy123.umi.ru).

6. Педагогическое кредо: «Если мы сегодня будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра»,- Д. Дьюи.

7. Предмет (русский язык)

8. Уровень образования (средняя ступень (5-9 кл.)

9. Название педагогической практики (методики)

Гармония (Формирование культурологической и коммуникативной компетенции обучающихся на уроках филологического профиля и во внеурочной деятельности).

10. Содержательные компоненты практики (методики):

Дорожная карта организации учебного процесса курса "Гармония"

· концептуальная основа

Курс представляет системный подход к развитию коммуникативных и речемыслительных умений учащихся на уроках русского языка, а также во внеурочной деятельности.

Данный издательский продукт представляет собой учебно-методическое пособие, тематически ориентированное на базовые национальные ценности, заложенные в концепции духовно-нравственного воспитания, приоритетными из которых являются, с точки зрения разработчика, такие, как: Отечество, Милосердие, Православие, Культура; а также обеспечено содержанием, формирующим коммуникативную компетенцию.

Курс предназначен для учителей русского языка и литературы, а также преподавателей основ православной культуры, МХК, ИЗО. Материалы могут быть использованы на разных предметах, во внеурочной деятельности и внеклассной работе.". Абзац "

· технологическая основа

· цели обучения

· задачи обучения

· планируемые результаты обучения

· предметное содержание

· способы организации учебного процесса, методы и приемы

· система оценки образовательного результата

Способы деятельности обучающихся по развитию коммуникативности, представленные в данном курсе, ориентированы на грамматические темы курса, характеристику основных видов деятельности (на уровне учебных действий). При разработке учитывались современные подходы к методике развития связной речи, основные положения законов риторики, частично использовалась технология критического мышления посредством чтения.

Модель организации учебного процесса, по нашему мнению, представляет собой совокупность из четырех блоков:

· мотивационно-целевой.

· содержательный.

· технологический:

1. методы и средства педагогического взаимодействия;

2. организация учебного процесса.

· результативно-оценочный.

Цели:

· формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

· развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности; формирование мотивации к учению.

· овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

Указанная модель направлена на решение следующих задач:

Образовательные: расширение познавательной сферы.

Развивающие: развитие коммуникативных навыков, развитие речи, развитие мышления через, развитие рефлексивных умений через проведение взаимоанализа, представления собственных достижений.

Воспитательные: воспитание любви к языку, умения ориентироваться в социуме.

В качестве приоритетных подходов выступают системно-деятельностный, компетентностный, проблемно-диалогический, лингвокультурологический.

Важнейшей составляющей теоретического блока модели является система принципов, адекватная процессу функционирования модели.

1. ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ заключается в осознании содержания и форм учебной деятельности, понимании системы ее норм, участия в их совершенствовании, что способствует успешному формированию общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2. ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития обучающихся.

3. ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире ( природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук ).

4. ПРИНЦИП МИНИМАКСА заключается в возможности освоения содержания образования на максимальном для обучающегося уровне

( определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы ) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально- безопасного минимума ( государственного стандарта знаний ).

5. ПРИНЦИП ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОМФОРТНОСТИ предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6. ПРИНЦИП ВАРИАТИВНОСТИ предполагает формирование у обучающихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7. ПРИНЦИП ТВОРЧЕСТВА означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение собственного опыта творческой деятельности.

Важным структурным компонентом теоретического блока рассматри-ваемой модели является содержание процесса формирования компетенций. Это содержание включает в себя следующие аспекты:

- развивающий: развитие мотивации к деятельности; развитие лингвистических способностей;

- познавательный: знания о языке; расширение общего познавательного кругозора;

- учебный: овладение знаниями, умениями и опытом деятельности;

- воспитательный: формирование толерантности в ходе овладения знаниями о другой культуре.

Главное в системе развивающего обучения – личностное развитие ученика, реализация ребёнка на максимальном для него уровне. Учителю необходимо знать дидактические принципы системы, в соответствии с которыми строится обучение развивающего уровня. Вот эти принципы:

- обучение на высоком уровне трудности;

- быстрый темп изучения программного материала;

- осознанное обучение;

- преобладание теоретических знаний над практическими навыками и умениями;

- общее развитие всех учеников, как сильных, так и слабых.[1]

Обеспечивают решение социально-культурных задач, выступают средством подготовки к выполнению социальных ролей и функций, профессионально-личностного развития гуманитарные образовательные технологии. Используя эти технологии, осуществляется направленность на актуализацию и обогащение духовной сферы субъектов образовательного процесса.

Целесообразным считаем использование технологий организации учебно-познавательной, учебно-игровой, учебно-поисковой деятельности (технологии проблемного обучения, игровые технологии); технологии организации диалога культур и точек зрения; технологии контекстного обучения, рефлексивного обучения, технология "погружения", проектная технология, а также следующих методов обучения: практических (языковые, условно-речевые, речевые упражнения); интерактивных: неигровые (дискуссия, дебаты, кейс-задания) и игровых (дидактические игры, ролевые игры); проектных.

· При контекстном обучении моделируется содержание деятельности, воссоздаются условия, отношения и действия, участвующих в общении людей.

· Ролевая игра, являясь моделью межличностного общения, способствует развитию умений, а также способствует социализации обучающихся.

· Методы контроля необходимы для оценки уровней сформированности компетенции. Целью контроля является определение качества усвоения изученного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений.

Предлагаемая модель строится на системе методических средств, к важнейшим из которых относится работа с текстом.

Для оценки уровня сформированности компетенций нами были выявлены основные группы критериев:

- мотивационный критерий ;

- знаниевый критерий;

- деятельностный критерий.

целевой

Цель

Формирование культурологической, коммуникативной компетенций

Задачи

1) формирование мотивации к изучаемому языку в его литературной форме, понимание национальной специфики

 

2) развитие умений устной и письменной коммуникации, овладение основными функциями общения

 

3) развитие лингвистического и социокультурного кругозора.

 

 

 

содержа-

тель

ный

Подходы

Системно-деятельностный

Лингво-культурологический

Проблемно-диалогический

Принципы

1. принцип деятельности.

2. принцип непрерывности

3. принцип целостности

4. принцип минимакса

5. принцип психологической комфортности

6. принцип вариативности

7. принцип творчества

Содержание

Познавательный аспект

Учебный

аспект

 

Развивающий аспект

Воспитательный аспект


техноло-

гиче

ский

Методы

практические (языковые, условно-речевые, речевые упражнения);

интерактивные: неигровые (дискуссия, дебаты, кейс-задания) и игровые (дидактические игры, ролевые игры)

проектные

Средства

Текст, коммуникативные упражнения, ролевая игра, социальное моделирование.

Технологии

Технологии проблемного обучения, игровые технологии; технологии АМО, технологии контекстного обучения, технология "погружения", проектная технология.

Алгоритм организации учебного занятия

1. Актуализация знаний (воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Постановка цели и задач.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся (создание мотивационно-стимулирующей среды).

3. Первичное закрепление

- в знакомой ситуации (типовые)

- в изменённой ситуации (конструктивные)

4. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

5. Рефлексия (подведение итогов занятия).

 

Условия

создание интерактивной развивающей среды

 

формирование готовности обучающихся к проявлению внутренней мотивации, активности

учет индивидуальных

особенностей

обучающихся

 


Оценочно-

результа-

тивный

Критерии

мотивационный

 

знаниевый

деятельностный

Результат

Сформированные компетенции.

Таким образом, дорожная карта обеспечивает становление и развитие у обучающихся УУД: лидерские умения и качества, умения работать в команде, коммуникативные умения и качества, принимать во внимание разные точки зрения, критически относится к действительности, умение видеть свои ошибки и исправлять их, осуществляя самоконтроль, намечать путь к самосовершенствованию.

Модель «Дорожной карты» проста и универсальна, не сложна по затратам ни временным, ни интеллектуальным, и каждый учитель может ей воспользоваться и применить в своей педагогической практике на любом уроке, в любой области знания и в школе любой ступени.

  1. Организация учебного занятия на основе моделирования технологий актуализации мотивационного потенциала образовательной среды, а именно: технологии критического мышления, технологии активных методов обучения, кейс-метода и социального проектирования, технологии развития творческой деятельности. Предлагается модель организации учебного занятия, ориентированная на создание мотивированных ситуаций побуждающих к интеллектуальному действию, на развитие познавательных, коммуникативных УУД и творческое взаимодействие.
  2. Социальное проектирование и апробирование социальных ролей на уроках русского языка и литературы при активной интеллектуальной деятельности организуется в игровой, продуктивно-творческой форме, учитывающей социальный опыт обучающихся. Решение учебно-речевой задачи осуществляется в процессе ситуативных упражнений, которые максимально приближены к жизни.
  3. Организация самостоятельной работы обучающихся на основе разработанного «Маршрутного листа индивидуальной работы» служит для организации индивидуальной работы посредством выполнения определенного объема самостоятельных работ разного уровня сложности с последующей корректировкой этих работ после проверки учителем индивидуального маршрутного листа каждого ученика.


11. Сведения о внедрении и тиражировании практики:

· Открытые занятия "Сопоставление функциональных стилей речи. Знакомство с публицистическим стилем речи" (8 класс), "Обучающее сочинение "Мой край"(6 класс) в рамках проведения конкурса "Учитель года-2013"

· Мастер-класс на региональной стажировочной площадке (Курск, МБОУ СОШ с УИОП №7 имени А. С. Пушкина, 2015)

· Мастер-класс на Международной ярмарке социально-педагогических инноваций (Пермь, 2015)

12. Наличие информации об опыте реализации практики в открытом доступе

· электронная библиотека КГУ

(http://catalog.inforeg.ru/Inet/GetEzineByID/302723, http://kursksu.ru).

· Международная ярмарка социально-педагогический инноваций (http://www.crsoperm.ru/wp-content/uploads/2015/04/Приложение-ОБНОВЛЕННЫЙ.docx)

· прошел частичную апробацию на дистанционном образовательном портале "Продленка"(Просмотров: 1003Скачиваний: 541)
http://www.prodlenka.org/metodicheskie razrabotki/viewprofile/29155.html),

· используется в практике преподавания учителями русского языка и во внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №7 им. А. С. Пушкина г. Курска (http://kursk-sosh7.ru,http://russkiy123.umi.ru).

13. Содержание предоставляемых материалов:

- учебно-методическое пособие «Гармония».

Материалы из опыта работы



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

«Создание информационного банка “Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы”»

1. Лаптева Ольга Алексеевна.

2. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области.

3. Общий стаж педагогической деятельности – 7 лет.

4. Высшая квалификационная категория, кандидат филологических наук.

5. Страничка в сети Интернет: https://infourok.ru/user/lapteva-olga-alekseevna1

6. Педагогическое кредо.

«Учитель - очень интересная, но довольно сложная профессия. На мой взгляд, это даже не профессия, это образ жизни. Всегда быть рядом с детьми, помогать им в поиске ответов на сложные вопросы, научить решать важные жизненные задачи... Все это лежит на плечах школьного учителя. И важно - учитель не должен тяготиться своей ролью, учитель должен жить для других!

 

Их много —
Курносых, несхожих,
Влетающих в школу гурьбой.
И с ними непросто. И все же
Душе его дорог — любой.
Он вел их
По лесенке знаний,
Страной научил дорожить,
И видеть сквозь даль расстояний,
И с умницей-книгой дружить...
Пусть кто-то строителем станет,
А кто-то хозяином рек,
Но верится сердцу:
Поставит
Пятерку им завтрашний век.
И, взрослыми став, через годы
Ребята добром помянут
И строгость его, и заботы, —
Нелегкий учительский труд.

Б. Гайкович»

7. Русский язык и литература.

8. Уровень образования – средняя ступень (5-9 кл.); старшая ступень (10-11 кл.).

9. «Уроки развития речи на православную тематику».

10. Содержательные компоненты практики (методики):

Предлагаемая система включает уроки развития речи на православную тематику. В основе уроков лежит формирование социокультурной компетенции школьников как важнейшего условия социализации личности, как средства «вхождения» личности в культуру и освоения ценностей общества.

Данные уроки являются интегрированными уроками русского языка, литературы, истории Курского края, что является мощным стимулятором мыслительной и творческой деятельности обучающихся. Знакомство с историей Знаменского собора, Сергиево-Казанского собора, Михайловского храма г.Курска формирует не только уважение к историческому прошлому Курской области, но и способствует духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Представленные для изучения и описания памятники архитектуры родного края привлекают школьников своей «реальностью», трагичностью своей судьбы. Занимаясь исследованием и анализом художественных и научно-исторических текстов, обучающиеся соприкасаются с историческим прошлым Курска, обогащая свой жизненный опыт. В результате школьники желают поделиться своими размышлениями и впечатлениями об увиденном и услышанном и создают оригинальные творческие продукты (сочинения-эссе, стихотворения, письма).

Все сказанное позволяет сделать вывод о том, что представленная система уроков развития речи соответствует требованиям ФГОС ООО и ФГОС СОО и реализует основную цель стандартов – воспитание ученика, любящего свой край и своё Отечество, свою малую родину, уважающего культуру и духовные традиции своего края, испытывающего уважение к своему народу, его прошлому и настоящему, ответственность перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину.

Уроки построены с использованием технологии «Творческая мастерская», что способствует развитию креативного потенциала обучающихся.

Уроки объединены одной целью – опираясь на имеющиеся знания о языке, обогащать лексико-грамматический строй речи детей, учить их воспринимать и понимать чужую речь, развивать способности составлять собственные тексты на основе увиденного, уместно использовать изобразительно-выразительные средства языка.

Данной целью определяются следующие задачи обучения:

- развитие навыков построения текста-описания по образцу, собственного текста-описания, собственного текста-рассуждения, текста-описания с элементами рассуждения;

- обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;

- обучение выбору точных, выразительных, уместных для данной речевой ситуации языковых средств;

- формирования чувства ответственности перед Родиной;

- формирование чувства гордости за свою Родину;

- формирование уважения к прошлому и настоящему России;

- воспитание уважения к истории Курского края, его историческому прошлому;

- воспитание интереса к живописи и к искусству в целом.

Планируемые результаты

личностные: положительное отношение к познавательной деятельности; желание приобретать новые знания; воспитание чувства красоты, интереса к творчеству;

метапредметные результаты:

регулятивные: умение определять и формулировать цель своей деятельности на уроке; умение планировать свою работу; высказывание собственного мнения при анализе материала по теме урока; умение находить нужную информацию в поисковых системах интернет, в словарях; умение отбирать нужную информацию из предложенной;

коммуникативные: умение учитывать мнения одноклассников и учителя; умение строить связное устное и письменное высказывание по теме;

познавательные: проводить наблюдение под руководством учителя; давать определение понятиям;

предметные результаты: обогащение активного словарного запаса обучающегося; расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; умение определять основную мысль сочинения и собирать материал по заданной теме; овладение выразительными свойствами языка; усвоение композиционной структуры сочинения-описания, сочинения-рассуждения; формирование умения строить текст-описание, текст-рассуждение, текст-описание с элементами рассуждения.

 

11. Сведения о внедрении и тиражировании практики (проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях).

- уровень образовательной организации:

Открытый урок по русскому языку в 8 классе. Тема «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника «Сергиево-Казанский собор г.Курска»» (09.10.2013).

- муниципальный:

Открытый урок по русскому языку в 5 классе «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника» на базе МБОУ «Полевской лицей» в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2013» (II место в районном конкурсе профессионального мастерства «Учитель года – 2013», 15.02.2013).

Открытый урок по русскому языку в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.И. Солженицына» (24.11.2015).

- региональный:

Открытый урок развития речи в 5 «А» классе «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника Знаменский собор г. Курска» для учителей русского языка и литературы Курской области в рамках работы региональной стажировочной площадки на базе МБОУ «СОШ № 50» г. Курска (02.03.2012)

 

· другое:

Защита педагогического проекта «Лексикографическая деятельность на уроке как средство развития речи обучающихся» в рамках районного конкурса профессионального мастерства «Учитель года – 2013» (14.02.2013).

Выступление на секционном заседании всероссийской конференции «Реализация системно-деятельностного подхода к преподаванию дисциплин образовательной области «Филология». Тема «Использование технологии мастерских на уроках русского языка» (сертификат) (01.11.2012).

Участие в Федеральной программе «Русский язык в диалоге культур». В разделе «Методическая копилка-2» размещен конспект урока развития речи «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Знаменский собор г. Курска». http://dialog.mggu-sh.ru/nominations/item/13/

Участие в конкурсной программе Всероссийской научно-методической конференции «Организация и проведение мероприятий, посвященных Дню славянской письменности и культуры: социокультурный, лингвистический и методический аспекты», проведенной в рамках проекта «Организация и проведение мероприятий в рамках государственного праздника Дня славянской письменности и культуры (федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011-2015 годы). Конкурсная работа «Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения “У входа в храм святых солунских братьев”». Статус работы – победитель. Москва: Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова. – http://www.dslav-kultura.mggu-sh.ruuserfiles/pobedit.doc. (Октябрь, 2014 г.).

Участие в работе секционного заседания по проблеме: «Сохранение историко-культурных ценностей и традиций в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования», проводимого в рамках Х Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации: к 700-летию рождения преподобного Сергия Радонежского» (18 марта 2014 г. Курск).

12. Наличие информации об опыте реализации практики в открытом доступе (нет, есть: в сети Интернет (указать ссылку); в печатном виде (указать выходные данные)).

· наличие описания практики в Интернет-источниках:

- Лаптева О.А. Конспект урока развития речи «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Знаменский собор г. Курска» и презентация к уроку // http://www.openclass.ru/node/309329

- Лаптева О.А. Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения “У входа в храм святых солунских братьев”// https://infourok.ru/urok-razvitiya-rechi-podgotovka-k-sochineniyuopisaniyu-s-elementami-rassuzhdeniya-u-vhoda-v-hram-svyatih-solunskih-bratev-klass-1149247.html

- Лаптева О.А. Презентация к уроку развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения “У входа в храм святых солунских братьев”// https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-razvitiya-rechi-podgotovka-k-sochineniyuopisaniyu-s-elementami-rassuzhdeniya-u-vhoda-v-hram-svyatih-solunsk-1149249.html

- Лаптева О.А. Урок развития речи в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту ”// https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniyarassuzhdeniya-po-tekstu-klass-1149244.html

- Лаптева О.А. Презентация к уроку в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту ”// https://infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-k-uroku-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniyarassuzhdeniyu-po-tekstu-klass-1149245.html

- Лаптева О.А. Рабочий лист к уроку в 11 классе «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту ”// https://infourok.ru/rabochiy-list-k-uroku-russkogo-yazika-podgotovka-k-napisaniyu-sochineniyarassuzhdeniya-po-tekstu-klass-1149246.html

- Лаптева О.А. Урок развития речи «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Сергиево-Казанский собор г. Курска» // https://infourok.ru/urok-russkogo-yazika-na-temu-podgotovka-k-sochineniyuopisaniyu-arhitekturnogo-pamyatnika-sergievokazanskiy-sobor-g-kurska-1149254.html

- Лаптева О.А. Презентация к уроку развития речи «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Сергиево-Казанский собор г. Курска» // https://infourok.ru/prezentaciya-k-uroku-russkogo-yazika-podgotovka-k-sochineniyuopisaniyu-arhitekturnogo-pamyatnika-sergievokazanskiy-sobor-g-kursk-1149256.html

· наличие описания практики в печатных изданиях:

Лаптева О.А. Лексикографическая деятельность на уроке как одно из направлений обогащения словарного запаса обучающихся // Реализация системно-деятельностного подхода в преподавании дисциплин образовательной области «Филология». Материалы всероссийской научно-практической конференции. – Курск: КИНПО(ПКиПП)СОО, 2012. – 201 с. – С.81-84.

Лаптева О.А. Об использовании краеведческого материала на уроках русского языка в процессе подготовки учителя // Сохранение историко-культурных ценностей и традиций в условиях инновационной среды учреждений среднего профессионального образования: Материалы Х Международных научно-образовательных Знаменских чтений «Формирование и развитие исторического типа русской цивилизации и 700-летию преподобного Сергия Радонежского» / Под ред. Н.Н. Травкиной, О.В. Соболева, к.п.н., доц. Кожухов Ю.В., Л.М. Хализевой. – Курск: Изд-во КИНПО(ПКиПП)СОО, 2014, часть 1, 294 с. – С.126-129.

· В сети Интернет (указать ссылку):

https://yadi.sk/i/8IjtrWwTtmYvg Видеосъемка урока русского языка «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Знаменский собор г. Курска», который проходил в 5 «А» классе МБОУ «СОШ 50» второго марта 2012 г. (учитель – Лаптева Ольга Алексеевна).

https://yadi.sk/d/eqQqMG_btmzyH Видеосъемка урока русского языка «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Сергиево-Казанский собор г.Курска», который проходил в 8 классе МБОУ «Шумаковская средняя общеобразовательная школа» Курского района Курской области 09.10.2013 (учитель – Лаптева Ольга Алексеевна).

13. Содержание предоставляемых материалов:

1) Урок развития речи по теме «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Знаменский собор г. Курска» в 5 классе.

2) Урок развития речи на тему «Подготовка к сочинению-описанию архитектурного памятника. Сергиево-Казанский собор г. Курска» в 7 классе.

3) Урок развития речи на тему «Подготовка к сочинению-описанию с элементами рассуждения «У входа в храм святых солунских братьев» в 8 классе.

4) Урок развития речи «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения по тексту А.И. Солженицына» в 11 классе.

Материалы из опыта работы



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

«Создание информационного банка “Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы”»

1. Лыкова Лариса Григорьевна

2. Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №50 им. Ю. А. Гагарина» г. Курска

3. 21 год

4. Высшая квалификационная категория

5. https://vk.com/id166731186

6. Педагогоическое кредо :Выше закона может быть только любовь, выше права - милость, выше справедливости - Прощение. Если в нас есть эти качества, то мы настоящие учителя…

7. Русский язык, литература

8. Уровень образования: средняя ступень (5-9 кл.) и старшая ступень (10-11 кл.)

9. Программа детского объединения «Буквица славянская»

10. Содержательные компоненты практики (методики):

Цели:Формирование системы специальных знаний, умений и навыков, позволяющих активно обогащать и расширять опыт духовно нравственной деятельности обучающихся, развивать исследовательские, коммуникативные навыки ребенка и активизировать способности обучающихся, воспитывать самостоятельную творческую личность

· Задачи: задачи обучения

Образовательная: – формирование навыков и приёмов элементов исторического анализа и комментирования древнерусских текстов. Развивающие: - активизация творческих способностей обучающихся; - совершенствование и углубление знаний и навыков в области лингвистики; - расширение общего и культурного кругозора, эстетического восприятия окружающего мира; - развитие нравственных качеств личности; - развитие внимания, памяти, фантазии, творческого воображения и образного мышления. - развитие умения правильно, эмоционально и красиво излагать свои мысли; - снятие зажатости в общении со сверстниками и преодоления волнения; - развитие дикции, культуры речевого общения; - развить самостоятельность, готовность прийти на помощь. Воспитательные: - воспитание толерантного отношения друг к другу в детском коллективе;- воспитание уважительного отношения к участникам образовательного процесса; -воспитание культуры поведения во время выступления сверстников, во время дискуссий и споров. Организация учебного процесса Программа «Буквица славянская» рассчитана на 2 года обучения и адресована детям в возрасте от 12 до 16 лет. На каждом возрастном этапе подходы к методике работы с обучающимися детьми разные.

· способы организации учебного процесса, методы и приемы

Методика изучения элементов церковнославянского языка строится на осознании представления о нём как языке родном, формировании навыков узнавания знакомых морфем и правил, их сочетаемости, закономерных соответствий старославянского древнерусскому, обнаружении славянизмов в современном русском языке и определении их стилистической функции. Таким образом, будет решаться задача обогащения словарного запаса и совершенствования грамматического строя речи обучающихся детей. На занятиях по программе «Буквица славянская» используются учебные пособия «Буквица славянская. Поэтическая история азбуки с азами церковнославянской грамоты» Н.Н.Саблиной, «Церковнославянская азбука» А. Салтыкова, книга из серии «Русская гимназия» «Необычайное путешествие в Древнюю Русь» Т.Л.Мироновой, которые рассматривают историю письмен и их изменения в контексте русской словесно- художественной культуры

Методические приёмы:

аналитическое чтение, письмо, иллюстрирование; лингвосмысловой анализ слова, предложения, текста; выразительное чтение

· Планируемые результаты: планируемые результаты обучения

Прогнозируемый результат к концу обучения, обучающиеся должны уметь: - читать отрывки из молитв, тропарей, заповедей; - обнаруживать славянизмы и устанавливать их стилистические функции в современном русском языке; - устанавливать этимологические связи и происхождение слов, личных имён; - рассматривать историю письмен в контексте русской словесно- художественной культуры; - работать с лингвистическими словарями (этимологическим, Словарём живого великорусского языка В.И.Даля, толковым, фразеологическим, синонимов, антонимов, эпитетов).

11. Сведения о внедрении и тиражировании практики :1)в рамках работы региональной стажировочной программы,

2)через публикации: Лыкова Л.Г. - Духовно—нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)// Сборник научных статей «Культуроведческая функция русского языка в системе его преподавания», изданный КИНПО (ПК и ПП) СОО,2009 год, страницы 100 - 105.

Лыкова Л.Г. – ИЗ опыта работы учтеля (уроки, внеклассные мероприятия, творческие работы обучающихся )//Итоговый сборник из опыта работы учителей русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа №50»г. Курска по духовно - нравственному воспитанию школьников.,2010 год,страницы 17 -30,58 -78.

Лыкова Л.Г. – Развитие и реализация культурного и духовного потенциала школьника на уроках русского языка и во внеклассной деятельности по предмету//(из опыта работы), объёмная публикация,2011 год, страницы 3 -160. –

Муниципальный уровень: Лыкова Л.Г. - Духовно—нравственное воспитание школьников на уроках русского языка и во внеурочной деятельности.// «Методический вестник», выпуск №1,2009 год, страницы 115 -147.

- Лыкова Л.Г. -- Сценарий лингвистического вечера, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Святым Учителям поём мы славу!»// «Методический вестник», выпуск №1,2009 год, страницы -147 -156

12. http://www.school50-kursk.ru/categories/58

13. Содержание предоставляемых материалов:

  • Программа детского объединения
  • Программа творческой группы «Истоки»


ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

«Создание информационного банка “Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы”»

1. Масленникова Ольга Викторовна

2. Учитель русского языка и литературы МКОУ «Гирьянская средняя общеобразовательная школа» Беловского района Курской области

3. Общий стаж педагогической деятельности – 33 года

4. Квалификационная категория – высшая квалификационная категория

5. Адрес личного сайта в интернете: http://maslennikova-o.ru/

6. Педагогическое кредо: «Людям невозможно дать чужие крылья – они должны вырастить свои» (преподобный Симеон Афонский).

7. Предмет: русский язык, литература

8. Уровень образования (средняя ступень (5-9 кл.); старшая ступень (10-11 кл.)

9. Название педагогической методики: Развитие филологической одарённости детей в условиях сельской общеобразовательной школы

10. Содержательные компоненты методики:

Концептуальная основа методики даёт общий ответ на вопросы, что такое детская одарённость и кого следует считать одарённым, на какие методологические принципы следует опираться при работе с одарёнными детьми. Ключевыми концепциями, на которых базируется её педагогическая деятельность, являются:

- педагогические технологии сопровождения филологически одарённых обучающихся;

- организация обучения таких учащихся;

- организация психологического пространства между учителем и учащимся в системе сотрудничества;

- создание индивидуальной траектории развития филологически одарённых детей.

При разработке теоретических основ в качестве исходных были использованы концепция «возрастной одарённости» (Н.С.Лейтес), подход к одарённости как проявлению творческого потенциала человека (А.М.Матюшкин), динамическая теория одарённости (Ю.Д.Бабаева), экопсихологический подход к развитию одарённости (В.И.Панов).

Выбран более традиционный для отечественной школы вариант горизонтального обогащения содержания обучения путём добавления специальных учебных занятий по программам, разработанным, прежде всего, на основе стратегий «социальная компетенция» и «обучение мышлению».

Технологическая основа ориентированного развивающего назначения, критического мышления, целенаправленной и систематической работы по формированию филологических знаний, умений и навыков в процессе преподавания русского языка и литературы и во внеурочное время. Описываются условия для поддержки и развития способностей и склонностей обучающихся на основе индивидуального и личностно-ориентированного обучения с применением разнообразных технологий, обеспечивающих создание в образовательном процессе индивидуальной траектории развития школьника.

Цель: представить свою систему комплексных мероприятий по проблеме развития филологических способностей одарённых детей для решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей.

Задачи:

- определить наиболее эффективные приемы, методы и технологии развития у обучающихся филологической одарённости;

– разработать авторскую программу по развитию филологической одарённости ребёнка;

– развивать одарённость обучающихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;

– повысить интерес к родному языку, развивать мотивацию учебной деятельности;

– включить обучающихся в исследовательскую и проектную работу;

– активизировать творческую деятельность – желание участвовать в различных творческих конкурсах и олимпиадах;

– повысить результативность обучения.

Планируемые результаты:

1. Значительный рост количества участников мероприятий творческого, исследовательского и других направлений.

2. Увеличение числа призовых мест на олимпиадах и конкурсах различного уровня.

3. Повышение качественных показателей обученности школьников

11. Сведения о внедрении и тиражировании методики (проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях).

· использование материалов автора в работе августовской дискуссионной площадки "Проблемы и перспективы реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов" по теме "Сетевое взаимодействие как условие эффективности работы с одарёнными детьми" (2014 год)

· использование материалов инновационного проекта по теме «Развитие филологической одарённости детей в условиях сельской общеобразовательной школы» в рамках регионального конкурса «Учитель года-2015»

· мастер-класс Творческая мастерская "Когда в тебе звучит родное слово" в рамках регионального конкурса "Учитель года- 2015"

· видеопрезентация "Школьная газета - современное средство воспитания и развития творческих способностей обучающихся" в рамках мероприятия «В мастерской учителя русского языка (эффективные практики организации работы с одаренными детьми)» на заключительном этапе Всероссийской олимпиады по русскому языку 2016г.

12. Наличие информации об опыте реализации методики в открытом доступе (нет, есть: в сети Интернет (указать ссылку); в печатном виде (указать выходные данные)).

· Развитие филологической одарённости детей в условиях сельской общеобразовательной школы. - Курск: ООО "Учитель", 2015. - 52 с.

· личный сайт http://maslennikova-o.ru/uchitelyam/rabota-s-odarennymi/

13. Содержание предоставляемых материалов:

1. Методическое пособие

2. Материалы «Учителя года – 2015»



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

«Создание информационного банка “Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы”»

1. Синякова Марина Владимировна

2. Учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №46» города Курска

3. Стаж работы - 24 года

4. Высшая квалификационная категория

5. http://marina-sinyakova.ru,

https://infourok.ru/user/sinyakova-marina-vladimirovna, http://www.proshkolu.ru/user/marinasin/

6. «Плыву не так, как ветер дует, а как парус ставлю»

7. Русский язык, литература

8. Уровень образования - средняя ступень (5-9 кл.); старшая ступень (10-11 кл.);

9. Учебно-методическое пособие

10. Содержательные компоненты практики (методики):

Цели: подготовить обучающихся к сдаче ГИА в 9 и 11 классах, повторить содержание курса истории русской литературы, комплекс умений по предмету

Задачи:

- научить обучающихся воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

- выделять смысловые части художественного текста;

- выделять и формулировать тему, проблематику произведения, давать характеристику героев;

- характеризовать особенности сюжета, элементов композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

- сопоставлять литературные факты и явления;

- выражать свое отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Планируемые результаты:

- личностные результаты:

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание уважительного отношения к русской литературе;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

- метапредметные результаты:

- понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

- организовывать собственную деятельность, оценивать ее;

- находить информацию в различных источниках, анализировать ее, использовать в самостоятельной деятельности.

- предметные результаты:

- углублять и систематизировать знания и умения в познавательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной, эстетической сферах;

- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства;

-научить демонстрировать собственное эстетическое восприятие произведений литературы.

11. Сведения о внедрении и тиражировании практики

- проведение мастер-класса для слушателей курсов повышения квалификации в КГУ (2009, 2011гг);

- открытый урок в 10 классе «Нравственный выбор молодого поколения в драме А.Н.Островского «Гроза» с элементами подготовки к ЕГЭ для учителей русского языка и литературы г.Курска в рамках городского семинара по теме «Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы» (2010г.);

- выступление на семинаре-практикуме для заместителей директоров города Курска «Мультимедийные игры на уроках литературы в процессе подготовки к ГИА»;

- статья «Инновационные технологии в организации учебной и внеурочной деятельности по русскому языку, литературе в условиях реализации ФГОС», сборник «Актуальные стратегии и современные практики филологического образования» (материалы Всероссийской научно-практической конференции) – Курск: ОГБОУ ДПО КИРО,2015.-151с., 122-125с.

- обобщение опыта работы на сайте Комитета образования города Курска «Передовой педагогический и инновационный опыт», в частности и по теме подготовки к ЕГЭ по литературе;

- педагогическая мастерская «Разрешение ситуации нравственного выбора на уроках литературы, русского языка, во внеурочной деятельности» (2015г.) в рамках работы региональной стажировочной площадки для слушателей курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы г.Курска и Курской области;

- педагогическая мастерская «Технология игрового обучения на уроках русского языка, литературы, во внеурочной деятельности» (2016г.) в рамках работы региональной стажировочной площадки для слушателей курсов повышения квалификации учителей русского языка и литературы г.Курска и Курской области.

12. Наличие информации об опыте реализации практики в открытом доступе- есть:

в сети Интернет (http://www.proshkolu.ru/user/marinasin/folder/218225/, http://www.proshkolu.ru/user/marinasin/folder/218230/.);

в печатном виде Сборник «Материалы для подготовки обучающихся к ЕГЭ по литературе» (из опыта работы учителя русского языка и литературы), 2013 год, КИНПО (ПК и ПП) СОО, Курск.- 99 стр.

13. Содержание предоставляемых материалов:

1. Пособие.

2. Презентация мастер-класса в КГУ.



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

«Создание информационного банка “Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы”»

1.Скарлыгина Марина Марковна

2. Учитель русского языка и литературы ОБОУ «Лицей-интернат №1» г.Курска организации

3. Общий стаж педагогической деятельности – 32 года

4. Высшая квалификационная категория

5. Адрес личного сайта / блога / страницы в интернете:

Страница в профессиональном сообществе педагогов «Методисты»: http://metodisty.ru/MARIN-RAZ

Мини-сайт в Социальной сети работников образования: http://nsportal.ru/skarlygina-mm

Личная страница в интернет-портале ProШколу: http://www.proshkolu.ru/user/MARIN-RAZ/

6. Педагогическое кредо – «Не говори о себе сам, пусть о тебе скажут другие»

7. Предмет – русский язык, литература

8. Уровень образования: средняя ступень – 8 А класс; старшая ступень – 10 А и 10 В классы

9. Название педагогической практики (методики): «Использование практико-ориентированных технологических приёмов во внеурочной деятельности» (на основе программы курса «Основы риторики» для 5-х – 8-х классов в соответствии с ФГОС ООО).

10. Содержательные компоненты практики (методики):

Цели: формирование у обучающихся ценностных ориентиров, речевой культуры, сохранение языкового наследия многонационального русского языка народов РФ

Задачи: обучение эффективному общению, взаимодействию в самых различных сферах деятельности, ведению диалога; создание условий обеспечивающих гражданскую идентичность, социальную самоидентификацию личности обучающихся

Планируемые результаты: курс «Основы риторики» способствует формированию коммуникативных (риторических) умений обучающихся. На «выходе» вот так выглядит предполагаемый портрет современного оратора // ритора:

- умеет логично, доступно, доказательно излагать в устной и письменной форме мысли, идеи; защищать проекты;

- пытается заинтересовать слушателей, расположить к себе аудиторию;

- коммуникабелен, эрудирован, мобилен;

- может не только исполнять чужие поручения, но и выдвигать собственные конструктивные предложения, а затем реализовывать их;

- готов к взаимодействию, сотрудничеству, к работе в команде, может привлечь к партнёрству других.

11. Сведения о внедрении и тиражировании практики (проведение семинаров, мастер-классов, открытых занятий на уровне образовательной организации, муниципальном, региональном, федеральном, международном уровнях): выступление с материалами из опыта работы на Презентации педагогических идей «В мастерской учителя русского языка (эффективные практики организации работы с одарёнными детьми)» для сопровождающих участников Всероссийской олимпиады по русскому языку

12. Наличие информации об опыте реализации практики в открытом доступе (нет, есть: в сети Интернет (указать ссылку); в печатном виде (указать выходные данные)). Мини-сайт Скарлыгиной Марины Марковны в Социальной сети работников образования nsportal.ru. Ссылка: http://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2016/09/25/praktiko-orientirovannye-tehnologii-vo-vneurochnoy

13. Содержание предоставляемых материалов:

1. Знакомство с программой курса «Основы риторики» в рамках внеурочной деятельности для 5-х – 8-х классов.

2. Характеристика программы.

Два блока:

1) общение (формируются риторические умения);

2) практические навыки (способность к проектированию, моделированию, реализации проектов разных уровней: предметных, межпредметных, метапредметных).

3. Технологические приёмы, используемые во внеурочной деятельности на занятиях курса «Основы риторики» в соответствии с ФГОС ООО.

Материалы из опыта работы



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА УЧАСТНИКА ПРОЕКТА

«Создание информационного банка “Лучшие практики и методики преподавания русского языка и литературы”»

  1. Усова Галина Анатольевна
  2. Преподаватель, Курский электромеханический техникум
  3. Стаж - 25 лет
  4. Высшая квалификационная категория
  5. Адрес персонального сайта:infourok.ruuser/usova-galina-anatolevna
  6. Педагогическое кредо: «Призвание учителя есть призвание высокое и благородное. Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным...» (Л. Толстой)
  7. Литература
  8. Уровень образования: среднее профессиональное образование
  9. Название педагогической практики: Пути формирования мотивов обучения в контексте реализации ФГОС.
  10. Содержательные компоненты практики (методики):

Цели:

- формирование у обучающихся положительной мотивации к учению;

- обучение студентов способам овладения разными видами деятельности;

- создание условий для успешной самореализации личности.

Задачи:

- обучение эффективному общению, взаимодействию в самых различных сферах деятельности, ведению диалога;

- формирование приемов самостоятельного приобретения знаний;

- развитие активной жизненной позиции.

Планируемые результаты:

- повышение интереса к урокам литературы;

- умение ставить цели освоения учебного предмета;

- повышение качества знаний по предмету в группах со средней и высокой мотивацией к обучению вообще и к изучению литературы в частности;

- создание благоприятных условий для слабоуспевающих обучающихся;

- подготовка успешного выпускника с набором общих компетенций, отвечающих требованиям ФГОС.

  1. Сведения о внедрении и тиражировании практики:

¾ Фестиваль педагогического мастерства «Инновационный поиск» (на базе ОБПОУ КЭМТ).

¾ Проект «Метапредметные недели русского языка и литературы, английского немецкого языков, истории» «ЛИНИЯ» (на базе ОБПОУ КЭМТ).

¾ Региональная научно-практическая конференция «ФИЛОЛОГИЯ, КУЛЬТУРОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ В ДИАЛОГОВОМ ФОРМАТЕ» (на базе ОБПОУ КЭМТ).

¾ Региональная стажировочная площадка «Проектирование занятия в процессе реализации ФГОС СОО в системе СПО» на базе ОБПОУ «Курский государственный политехнический колледж».

  1. Наличие информации об опыте реализации практики в открытом доступе: Усова Г.А. Пути формирования мотивов обучения в контексте реализации ФГОС. Презентация опыта работы преподавателя русского языка и литературы ОБПОУ «КЭМТ»/Г.А. Усова. – Курск: КЭМТ, 2016. – 28 с. (печатный вид)
  2. Содержание предоставляемых материалов:
  3. Пути формирования мотивов обучения в контексте

реализации ФГОС: от теории к практике

(из опыта работы)

  1. Приложение 1. Фрагмент методической разработки урока

на тему «Концепция народного характера в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник»

  1. Приложение 2. Фрагмент методической разработки урока

на тему ««С чего начинается память…?» (по творчеству К.М. Симонова)

  1. Приложение 3. Фрагмент методической разработки урока

на тему «Талант любви в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет»

  1. Приложение 4. Материалы Музея боевой славы

3-ей Гвардейской Краснознаменной орденов Ленина,

Суворова и Кутузова 2-ой степени Уманской

воздушно-десантной дивизии о Б.Л. Васильеве

Материалы из опыта работы