История Курских театров
Курский драматический театр имени А.С. Пушкина – один из старейших в России
Первый любительский театр в Курске появился в 1729 году. Первый профессиональный театр распоряжением курского генерал-губернатора
А.А. Бекшлеева был открыт в 1792 году братьями Брасовыми. Театр располагался в здании Дворянского собрания (сейчас — концертный зал «Свиридовский»).
В 1805 году на сцене театра дебютировал Михаил Щепкин, великий русский актер.
В 1875 году театральное здание сгорело и было вновь отстроено на средства, собранные жителями Курска в 1886 году. До 1886 года постоянной труппы не имел. В 19 в. на сцене театра блистали корифеи: В.Ф. Комиссаржевская, В.И. Качалов, А.А. Яблочкина.
В 1927 году труппе театра было предоставлено новое здание («Дом Ильича»). Имени Щепкина театр лишился (без объяснения причин). Главным режиссером стал ученик К.С. Станиславского-заслуженный артист РСФСР А.И. Канин. Он создает при театре школу-студию. В 1928 году Курск утратил статус губернского центра и постоянная труппа была расформирована, восстановлена в 1934 году, после образования Курской области. В 1937 году (по другим сведениям — в 1934) театру было присвоено имя Александра Сергеевича Пушкина.
В период Великой Отечественной войны театр находился в эвакуации, продолжая играть спектакли на сценах других театров в Средней Азии, Калуге и Моршанске. Уже в 1943 году театр вернулся в освобождённый Курск и продолжил свою работу. 1 октября 1943 года состоялось открытие первого послевоенного сезона. С 1956 года главным режиссером является заслуженный артист РСФСР Н.Г. Резников. Труппа сотрудничает с В. Овечкиным, писателем всесоюзной известности.
С 1976 года по 1981 год труппу возглавляет заслуженный деятель искусств УССР В.В. Бортко. За спектакль «Полк идет» М. Шолохова режиссер и ряд актеров получают Серебряные медали имени народного артиста СССР А.Д. Попова. Спектакль «Фаворит» отмечен Министерством культуры Венгерской Народной Республики.
В 1982 году театр возглавляет Ю.В. Бурэ, ныне народный артист РФ, кавалер ордена Почета, лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска», почетный гражданин Курской области. В 1983 году было открыто новое современное здание театра. В 1985 году по итогам работы за год театр занимает второе место в РСФСР, а уже в 1985 – первое. Труппа много гастролирует: ГДР, Монголия и др.
В 1989 году за спектакль «Маскарад» М.Ю. Лермонтова режиссер-постановщик Ю.В. Бурэ, художник-постановщик В.В. Нестеров и народный артист РСФСР В.И. Ломако удостоены Государственной премии им. К.С. Станиславского.
В 1990 году Малую сцену театра открывают спектаклем «Альпийская баллада» В. Быкова. Сегодня на её подмостках идет семь постановок.
С 1991 года на сценах театра показывают свои дипломные работы выпускники различных образовательных учреждений культуры. Мероприятия получили статус Фестиваля.
В 1995 году вышла в свет книга писателя-краеведа Ю.А. Бугрова «Свет курских рамп», рассказывающая об истории театральной культуры курского края. В 2005 году статус губернаторской театральной премии им. А.П. Буренко приобрела инициатива Ю.В. Буре, представленная еще в 2002 г. На базе Курского колледжа культуры организовано отделение «Актер театра и кино». Сегодня на подмостках театра играют 14 выпускников этого отделения. За спектакль «Традиционный сбор» В. Розова Юрий Бурэ удостоен премии ЦФО.
В 2012 году вышла в свет книга курских журналистов В.Б. и В.В. Кулагиных «Эпоха Бурэ на курской сцене, или К театру с любовью», а в 2017 году – книга С.Д. Малютина «Мой театр».
Труппа Курского драматического театра гастролирует по всей России, представляет спектакли в Белоруссии и других странах.
По материалам
Михаил Щепкин (1788-1863)
Михаил Щепкин родился 6 (17) ноября 1788 года в селе Красном Обоянского уезда Курской губернии в семье Семёна Григорьевича Щепкина, крепостного графа Г. С. Волкенштейна.
С 1799 по 1801 год Михаил обучался в Суджанском народном училище. Во время учёбы, в 1800 году, сыграл свою первую роль — слуги Розмарина — в комедии А. П. Сумарокова «Вздорщица». В 1801—1802 годах играл в домашнем крепостном театре графа Волкенштейна. Во время обучения в Курском народном училище (с 1801 по 1803 год) был суфлёром в Курском городском театре братьев Барсовых, а также переписывал тексты ролей для актёров. В 1805 году впервые вышел на профессиональную сцену: в спектакле «Зоа» по пьесе Л.-С. Мерсье в роли Андрея-почтаря. С этого времени с разрешения графа Волкенштейна стал играть в театре братьев Барсовых.
В 1816 году Щепкин поступает в труппу И. Ф. Штейна и О. И. Калиновского в Харькове. В 1818 году генерал-губернатор князь Н. Г. Репнин-Волконский пригласил труппу Штейна в Полтаву, и Щепкин стал актёром Полтавского театра. Директорами театра в это время были А. О. Имберг, правитель канцелярии князя Репнина, и украинский поэт, писатель и драматург И. П. Котляревский. Щепкин занял в труппе ведущее положение: специально для него Котляревский написал роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Солдат-чародей». Князь Репнин-Волконский решил выкупить крепостного Щепкина у графини Волкенштейн. Для этого он поручил Имбергу организовать спектакль по подписке и сам внёс первые двести рублей. В 1822 году актёр получил вольную.
В марте 1822 года Щепкин вернулся в труппу Штейна, летом играл в спектакле «Опыт искусства» на Ильинской ярмарке в Ромнах, где его увидел чиновник Конторы московских театров драматург В. И. Головин, чья восторженная рекомендация впоследствии привела к приглашению Щепкина в московскую труппу Ф. Ф. Кокошкина. Осенью 1822 года Щепкин выступал в Тульском театре.
В провинциальных театрах Щепкину приходилось исполнять самые разные роли, в том числе и женские (Еремеевна в «Недоросле» Д. И. Фонвизина, Баба-яга в одноимённой комической опере Д. П. Горчакова и М. Стабингера), в постановках разных жанров. Именно в это время начал формироваться актёрский метод Щепкина: «искусство настолько высоко, насколько близко к природе». Актёр тщательно прорабатывал роли, стремясь воспроизводить характер персонажа как можно более правдоподобно, обобщая в них жизненные наблюдения за типажами; вносил в роли неоднозначность, внутреннюю противоречивость. Наибольший успех ему принесли бытовые и лирико-комедийные роли, в том числе роли с «переодеваниями», требующие внешних и внутренних трансформаций.
Освободиться от чисто комического репертуара Щепкину удалось в 1830-е годы, когда на сцене Малого театра ставились «Горе от ума» А. С. Грибоедова и «Ревизор» Н. В. Гоголя. В них актёр создал многогранные, яркие образы Фамусова и Городничего.
В 1835 году Щепкин в свой бенефис впервые сыграл Шейлока в «Венецианском купце» У. Шекспира и Симона в «Матросе» Т. Соважа и Ж. Делюрье, что по-новому раскрыло его драматический талант. Романтические трагедийные роли были встречены зрителем с недоумением, но затем стали восприниматься как достижение актёра.
Щепкин был дружен с Т. Г. Шевченко, А. Н. Островским, А. С. Пушкиным, Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, Н. А. Некрасовым, Т. Н. Грановским, В. Г. Белинским, И. С. Тургеневым. Специально для актёра В. Г. Белинский писал пьесу «Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь», Тургенев — пьесу «Нахлебник», а также роль Мошкина в пьесе «Холостяк»; А. И. Герцен, Т. Н. Грановский и Е. Ф. Корш перевели для него пьесу Ф. Мэссинджера «Новый способ платить старые долги», Н. Х. Кетчер — «Генриха IV» и «Комедию ошибок» Шекспира.
Умер Михаил Щепкин в 1863 г. В память о нем в 1911 году Курскому драматическому театру было присвоено имя М.С. Щепкина.
Театр юного зрителя «Ровесник» им. И.В. Селиванова
В начале 1966 года, в газете “Курская правда” была опубликована небольшая заметка внештатного корреспондента М. Рожкова, называвшаяся “Рождение ТЮЗа”. Статья содержала подзаголовок: “Интересное дело, инициатором которого стал молодой артист И Селиванов”. Школьники 43-й школы под руководством Игоря Владимировича Селиванова поставили пьесу В.С. Розова “В дороге”. Её премьера состоялась 3 мая 1965 года. Этот день и есть День рождения ТЮЗа “Ровесник”. Однако нельзя не упомянуть имя учителя русского языка и литературы сорок третьей школы (директор – С.М. Бурунский) А.Р. Ерыгиной, которая одной из первых в Курске организовала школьную театральную труппу, впоследствии ставшую ядром ТЮЗа. Владимир Тишко (один из тюзовцев первого набора) писал:
«Родился “Ровесник” там, где и должен был родиться — то есть не на холодном месте. В этой школе существовала самобытная творческая атмосфера, здесь воспитывали именно человека».
Эту атмосферу создавала в том числе Алла Романовна….
Вскоре после спектакля “В дороге” появилось постановление горкома партии, поддерживающее идею создания театра-студии.
Школьный театр в короткий срок стал событием. Для небольшого Курска весть о театральной премьере в несколько дней стала достоянием всех его жителей. Было принято специальное постановление ГК КПСС, закреплявшее существование молодёжного театра. Уже в августе 1966 года газета “Молодая гвардия” поместила объявление о наборе. 230 школьников подали свои заявления с надеждой стать актёрами “Ровесника”, но отбор прошли только 50 человек.
Первые тюзовцы
В апреле 1978 года гостями ТЮЗа стали известные советские актёры: народная артистка РСФСР Анастасия Вертинская и народный артист РСФСР Пётр Щербаков. Они приехали в Курск, чтобы сыграть на тюзовской сцене вместе с молодыми актёрами спектакль “Провинциальные анекдоты” по пьесе А. Вампилова. В 1979 году “Ровесник” был приглашён к участию в XIV Международном конгрессе и традиционном фестивале Международной ассоциации любительских театров (АИТА), проходившем в Благоев-граде (Болгария) с 13 по 20 июня 1979 г. Работа Курян была признана одной из лучших (Ж.-Б. Мольер “Проделки Скапена”).