Меню
783
19.05.2023

О МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ»

В рамках Года педагога и наставника, а также в соответствии с Планом мероприятий Курской области по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022-2023 учебный год, утвержденным приказом комитета образования и науки Курской области от 29 сентября 2022 года №1-1471, 18 мая 2023 года на базе ОГБУ ДПО КИРО состоялась межрегиональная научно-практическая конференция «Эффективные практики формирования функциональной грамотности обучающихся».

В работе конференции приняли участие 

  • руководители органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования;

  • руководящие и педагогические работники общеобразовательных организаций г. Курска и Курской области;

  • методисты муниципальных методических служб региона;

  • муниципальные координаторы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций г. Курска и Курской области;

  • руководители и члены муниципальных методических  объединений учителей-предметников общеобразовательных организаций г. Курска и Курской области;

  • руководители и члены регионального учебно-методического объединения в системе общего образования Курской области;

  • сотрудники институтов развития образования г. Калининграда, г. Смоленска, г. Екатеринбурга, г. Владимира, г. Ульяновска.

Всего в конференции приняли участие более 250 педагогических работников. 

Целью научно-практической конференции стали интеграция и трансляция инновационного опыта (эффективных практик) общеобразовательных организаций, а также муниципальных методических служб по вопросам формирования функциональной грамотности при реализации обновленных ФГОС.

В соответствии с программой конференции состоялись пленарное заседание и проведены 3 тематических круглых стола.

С приветственным словом к участникам конференции обратилась И.В. Рагулина, проректор по организационно-методической работе ОГБУ ДПО КИРО, к.геогр.н.

В ходе пленарного заседания (модератор О.Н. Зимнева, доцент кафедры социально-гуманитарного образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», региональный координатор по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Курской области, к.ф.н.) были рассмотрены концептуальные подходы к развитию функциональной грамотности в контексте задач повышения качества образования, представлен опыт Калининградской, Московской, Свердловской и Смоленской областей в решении задач формирования функциональной грамотности обучающихся; проанализированы меры методической поддержки учителей общеобразовательных организаций Курской области в развитии различных интегративных компонентов функциональной грамотности школьников.

В рамках тематического круглого стола №1 (модератор Е.А. Давыдова, доцент кафедры социально-гуманитарного ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», региональный координатор по формированию и оценке креативного мышления обучающихся общеобразовательных организаций Курской области, к.п.н.) были рассмотрены успешные практики формирования и развития функциональной грамотности школьников, в том числе обучающихся с ОВЗ, на уроках литературы, математики, истории, географии, химии, иностранного языка через новые подходы в обучении. Современные подходы к проектированию современного урока, направленного на формирование ключевых компетенций, составляющих основу естественно-научной грамотности,  продемонстрировали коллеги из Владимирской области Е.И. Антонова, А.О. Богданова, В.В. Братовская и Т.А. Антонова.

Работа тематического круглого стола №2 (модератор И.В. Булавкина, заведующий центром библиотечной и музейной педагогики ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», региональный координатор по формированию и оценке читательской грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Курской области) была посвящена поиску и последующему анализу рациональных идей решения задачи развития функциональной грамотности во внеурочной деятельности школьников. Интересным оказался опыт формирования функциональной грамотности обучающихся в системе дополнительного образования, представленный директором муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования  города Ульяновска «Детско-юношеский центр «Планета» Е.С. Стекловой.

Тематический круглый стол №3 «Роль педагогического коллектива и профессиональных сообществ в формировании и развитии функциональной грамотности обучающихся» (модератор М.Е. Чаплыгина, доцент кафедры естественно-математического образования ОГБУ ДПО «Курский институт развития образования», региональный координатор по формированию и оценке математической грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Курской области)  объединила представителей предметных отделений РУМО СОО, руководителей ОО Курской и Смоленской областей, а также методистов муниципальных методических служб. В ходе работы были рассмотрены современные механизмы по развитию функциональной грамотности школьников отдельных школ, представлены способы систематической методической поддержки профессиональных сообществ педагогов различных предметов в вопросах развития функциональной грамотности обучающихся.

Рассмотрев широкий круг теоретических, методических, организационных вопросов, участники научно-практической конференции подчеркнули важность и значимость обозначенных проблем и тенденций. Отмечены наиболее эффективные и результативные практики в области формирования основ функциональной грамотности школьников, отличающиеся глубиной содержательного наполнения.

В целях распространения успешных педагогических практик и дальнейшего продвижения методологии и технологий развивающего, воспитывающего обучения школьников в образовательных организациях Курской области участники конференции рекомендуют:

- опубликовать представленные в работе научно-практической конференции материалы  в научно-методическом журнале «Педагогический поиск»;

- продолжать работу по использованию электронного банка заданий по функциональной грамотности на  образовательной платформе «Российская электронная школа» (РЭШ);

- систематически организовывать проведение региональных образовательных мероприятий для педагогических работников общеобразовательных организаций в различных практико-ориентированных формах: мастер-классы, тренинги, фестивали, круглые столы;

- продолжать на уровне региона, муниципальных районов, муниципальных и  городских округов научно-методическое сопровождение развития компетенций педагогических работников по вопросам формирования функциональной грамотности;

- совершенствовать региональную систему контроля и оценки индивидуальных достижений школьников (предметных, метапредметных, личностных), используя в качестве средства формирования и диагностического инструментария групповую проектную деятельность, а также через овладение педагогами методологией и техникой формирующего оценивания;

- выявлять и транслировать опыт педагогических работников региона по формированию функциональной грамотности обучающихся посредством представления их на сайте ОГБУ ДПО КИРО;

- диссеминировать опыт стажировочных площадок по функциональной грамотности.

 

ФОТОРЕПОРТАЖ МЕРОПРИЯТИЯ

 

МАТЕРИАЛЫ МЕРОПРИЯТИЯ: 

Круглый стол №1.zip (54759365)
Круглый стол №2.zip (283969931)
Круглый стол №3.zip (76760533)

Пленарное заседание.zip (36417260)


#ФлагманыОбразования #РоссияСтранаВозможностей #ГодПедагогаНаставника #ГПН_2023 #Образование46 #Курскаяобласть