Меню

Вопрос: как изучать предметную область «ОДНКНР» в основной школе?

Ответ:

предметная область «ОДНК НР» входит в число обязательных предметных областей, которые в соответствии с ФГОС ООО должны быть включены в учебный план общеобразовательной организации.

Вместе с тем, ФГОС ООО поясняет, что предметы, излучающиеся в рамках данной предметной области, общеобразовательная организация может предложить сама. Наименование предметов стоит формировать с учетом требований к результатам обучения по данной предметной области, указанные в п.45.8. ФГОС ООО.

Выносить эту предметную область во внеурочную деятельность нельзя, так как это обязательная часть учебного плана; усиливать изучение этой предметной области через ресурсы внеурочной деятельности, безусловно, возможно.

Учитывая, что ФГОС ООО не закрепляет обязательство изучения данной предметной области на протяжении всего периода освоения ООП ООО, то возможен вариант формирования учебного плана, когда изучение данной предметной области определено в отдельных классах (например, только в 5 и 6, или в 5-7 классах, или в 6-8 классах и т.д.)

Вопрос: как обеспечить вариативность содержания программы ООО?

Ответ:

вариативность содержания программ основного общего образования обеспечивается во ФГОС за счет:

  • требований к структуре программ основного общего образования, предусматривающей наличие в них:

единиц (компонентов) содержания образования, отражающих предмет соответствующей науки, а также дидактические особенности изучаемого материала и возможности его усвоения обучающимися разного возраста и уровня подготовки (далее – учебный предмет);

целостной, логически завершенной части содержания образования, расширяющей и углубляющей материал предметных областей, и (или) в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельного тематического блока учебного предмета (далее – учебный курс);

части содержания образования, в пределах которой осуществляется освоение относительно самостоятельно тематического блока учебного предмета или учебного курса либо нескольких взаимосвязанных разделов (далее – учебный модуль).

  • возможности разработки и реализации Организацией программ основного общего образования, в том числе предусматривающих углубленное изучение отдельных учебных предметов;
  • возможности разработки и реализации Организацией индивидуальных учебных планов, соответствующих образовательным потребностям и интересам обучающихся.

Вопрос: можно ли не включать предмет «Второй иностранный язык» в учебный план общеобразовательной организации?

Ответ:

для ответа на данный вопрос обратимся к тексту ФГОС ООО, в котором сказано:

В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области и учебные предметы:

Предметные области

Учебные предметы

Русский язык и литература

Русский язык,

Литература

Родной язык и родная литература

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации,

Родная литература

Иностранные языки

Иностранный язык,

Второй иностранный язык

Математика и информатика

Математика,

Информатика

Общественнонаучные предметы

Физика,

Химия,

Биология

Основы духовно-нравственной культуры народов России

-

Искусство

Изобразительное искусство,

Музыка

Технология

Технология

Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура,

Основы безопасности жизнедеятельности

Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий.

Понимая, что предметная область «Иностранные языки» и входящие в нее предметы «Иностранный язык», «Второй иностранный язык» являются обязательными, делаем вывод, что все указанные в перечне предметы и предметные области обязательно должны быть представлены.

Вопрос: как осуществлять реализацию ООП при отсутствии учебников по новым ФГОС?

Ответ:

письмом Министерства просвещения Российской Федерации от 11.11.2021 № 03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году» разъяснен порядок использования учебно-методических комплектов в период перехода на обновленные ФГОС - 2021.

Поскольку обновленный федеральный перечень учебников еще формируется (предполагаемая дата выхода обновленного перечня 01.09.2022г), в указанный период могут быть использованы любые учебно-методические комплекты, включенные в федеральный перечень учебников, утвержденный приказом Минпросвещения России от 20 мая 2020 года №254, хотя такой перечень и не содержит учебников, прошедших экспертизу на соответствие требованиям обновленных ФГОС -2021.

Вопрос: при формировании учебного плана в соответствии с новым ФГОС НОО и ООО можно ли не включать предметные области «Родной язык и родная литература» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке»?

Ответ:

для ответа на этот вопрос еще раз обратимся к ФГОС НОО и ФГОС ООО как к основным федеральным документам, предъявляющим требования к наполнению учебного плана и составлению ООП в целом. Цитируя ФГОС НОО, находим:

  1. Содержание начального общего образования определяется программой начального общего образования, разрабатываемой и утверждаемой Организацией самостоятельно. Организация разрабатывает программу начального общего образования в соответствии со ФГОС и с учетом соответствующих ОППП.
  2. Программа начального общего образования реализуется на государственном языке Российской Федерации.

В государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории республики Российской Федерации, может вводиться преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в соответствии с законодательством республик Российской Федерации. Преподавание и изучение государственных языков республик Российской Федерации в рамках имеющих государственную аккредитацию программ начального общего образования осуществляются в соответствии с ФГОС.

Программа начального общего образования обеспечивает право на получение начального общего образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, а также право на изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой образования в порядке, установленном законодательством об образовании, и Организацией. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, в рамках имеющих государственную аккредитацию программ начального общего образования осуществляется в соответствии со ФГОС.

  1. Программы начального общего образования реализуются Организацией через организацию образовательной деятельности (урочной и внеурочной) в соответствии с Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями.

         Урочная деятельность направлена на достижение обучающимися планируемых результатов освоения программы начального общего образования с учетом обязательных для изучения учебных предметов.

         Учебный план обеспечивает преподавание и изучение государственного языка Российской Федерации, а также возможность преподавания и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, из числа государственных языков республик Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

         В учебный план входят следующие обязательные для изучения предметные области, учебные предметы (учебные модули):

Предметные области

Учебные предметы (учебные модули)

Русский язык и литературное чтение

Русский язык,

Литературное чтение

Родной язык и литературное чтение на родном языке

Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации,

Литературное чтение на родном языке

Иностранный язык

Иностранный язык

Математика и информатика

Математика

Обществознание и естествознание

(«окружающий мир»)

Окружающий мир

Основы религиозных культур и светской этики

Основы религиозных культур и светской этики:

учебный модуль: «Основы православной культуры»;

учебный модуль: «Основы иудейской культуры»;

учебный модуль: «Основы буддийской культуры»;

учебный модуль: «Основы исламской культуры»

Для пояснения вопроса с комплектованием учебного плана на уровень основного общего образования обратимся подобным образом к следующим разделам стандарта: п.15, п.33.1, п.45.2, в которых аналогично представленному выше цитированию из ФГОС НОО есть указание на предоставление возможности реализовать право обучающихся посредством реализации программы основного общего образования на изучение родного языка, в том числе русского как родного (связь положений ФГОС со ст.14 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.). Заявление родители пишут обязательно на выбор родного языка для изучения, но не указано их (родителей) право исключить эти предметы и предметные области из обязательного перечня, определяемого ФГОС НОО и ФГОС ООО.